28 декабря 2022 18:44
читать 9 минут

Беспилотники в Татарстане будут летать в экспериментальном режиме. Ждут одобрения Минэкономразвития

В Татарстане собираются разрешить полёты беспилотных летательных аппаратов в экспериментальном правовом режиме. Сейчас этот режим рассматривает Министерство экономического развития РФ. В эксперименте примут участие дроны российского производства с максимальной взлётной массой до 30 кг. MASHNEWS узнал подробности проекта.


Регулируемое движение над городом

Экспериментальный правовой режим для беспилотных авиационных систем разработан для одного небольшого города — Иннополиса (Татарстан, находится в 40 км от Казани). Проект рассчитан на три года. Мэрия города оценивает суммарную стоимость проекта в 260 млн рублей. Предложения по устройству правового режима в отдельно взятом городе переданы в Минэкономразвития РФ. Об этом корреспонденту MASHNEWS рассказали в пресс-службе особой экономической зоны (ОЭЗ) «Иннополис». Если эксперимент будет признан удачным, появится механизм городской аэромобильности, который можно будет быстро запустить в любом городе России.

Регулирование полётов беспилотников над Иннополисом должно быть максимально упрощённым. Дрон ставится на учёт в экспериментальной зоне. Ему присваивается номер. Для получения разрешения на полёт необходимо подготовить план полёта и иметь разрешение на использование воздушного пространства. Разработанная цифровая платформа упростит этот процесс: подготовит необходимые документы и направит их в соответствующие ведомства самостоятельно, объясняет Максим Мысев, заместитель директора Центра организации движения беспилотных транспортных средств (ООО «ЦОД БТС»). Центр — разработчик платформы и резидент ОЭЗ «Иннополис».

За передвижением беспилотников над населённым пунктом будут наблюдать пилот дрона, оператор платформы и дежурные силовых структур. Кроме МЧС такая возможность будет предоставлена ФСБ и МВД, при необходимости ФСО и Минобороны. В случае непредвиденных обстоятельств участники смогут скорректировать маршрут на более безопасный, уточняет пресс-служба ОЭЗ «Иннополис».

Летающая доставка

В рамках проекта будут изучать возможности доставки грузов до 10 кг при помощи дронов с максимальной взлётной массой до 30 кг. Как стало известно MASHNEWS, в эксперименте принимают участие новейшие разработки, в том числе предоставленные университетом Иннополис: мультироторные логистические квадрокоптеры (дроны вертикального взлёта и посадки). Планируется привлечь к проекту агродроны, которые предстоит переделать под перевозку грузов: бак для пестицидов будет заменён на грузовой контейнер под габариты стандартной почтовой коробки на 10 кг. Такой коптер способен развивать скорость 20–30 км/ч и держаться в воздухе более получаса.

«Потенциальные участники проекта: Почта России и онлайн-магазины с системой доставки товаров. Но в приоритете — выполнение логистических задач и социальных программ администрации Иннополиса. Любой муниципальный орган управления имеет социальные функции, например, доставка лекарств или корреспонденции, документов, в первую очередь мы нацелены на организацию и отработку функционирования таких транспортно-логистических цепочек», — говорит Максим Мысев.

Городские аэродромы для беспилотников

Организацию технической части взлётов и посадки беспилотников должна обеспечить компания «Русдронопорт». Предполагается, что дронопорты дадут возможность в автоматическом режиме обслуживать беспилотный флот.

«В проекте будет задействован дронопорт Hive, он уже работает на территории Иннополиса. Оптимальное количество необходимых площадок — до семи штук, но точного плана пока нет. Для его составления необходима рекогносцировка на местности и работа с мэрией», — объясняют участники проекта.

Зона полётов беспилотных аппаратов над городом уже определена, это площадь радиусом в 2 км. MASHNEWS публикует карту отведённой под проект территории.

Предполагаемая территория экспериментально-правового режима в городе Иннополис

Оператором летающей флотилии станет молодая компания «Конверс Авиа БС» (учреждена в марте 2022 года) — дочка АО «АК Конверс Авиа», авиакомпании, занимающейся организацией чартерных рейсов на вертолётах Ми-2 и Ми-8. Вопросами навигации и определения точного местоположения воздушных судов займётся «Фирма НИТА» (Петербург), специализирующаяся на аэронавигационном оборудовании и системах организации воздушного движения.

Коммерциализация проекта

На территории особой экономической зоны «Иннополис» строится промышленный парк «ИнноПарк». В нём разместятся компании, занимающиеся производством и сборкой беспилотников. Экспериментально-правовой режим позволит производителям быстрее внедрять новые разработки и тестировать их в реальных условиях, говорят чиновники.

В результате в Иннополисе должен получиться бизнес-инкубатор для компаний, которые занимаются беспилотными авиационными системами. По расчётам мэрии города, участвующие в проекте частные компании смогут привлечь 260 млн рублей инвестиций.

«Нам необходимо устранить административные препятствия и облегчить доступ к полётам в городах для компаний, чтобы они могли тестировать свои продукты в реальных условиях, с реальными клиентами, задачами и экономикой«, — объясняет задачи проекта мэр Иннополиса Руслан Шагалеев.

По его словам, для запуска экспериментального правового режима не нужны бюджетные средства.

Беспилотное будущее


«На территории Иннополиса с 2018 года ездят беспилотные такси. Теперь город близится к расширению применения беспилотников — теперь в воздушном пространстве. Благодаря экспериментальному правовому режиму мы опытным путём выясним, как сделать городскую аэромобильность возможной и при этом безопасной для людей», — отмечает Ренат Халимов, генеральный директор ОЭЗ «Иннополис».
«Наша цель — создание на территории Иннополиса абсолютно понятного порядка передвижения беспилотных воздушных судов: должно быть предельно понятно, где можно летать, а где нельзя; какие документы нужны для того, чтобы летать на территории города, как их оформить с минимальными затратами времени. Что касается технологического аспекта проекта: мы будем обкатывать работу дронопортов, применять так называемый »рой дронов«: когда несколькими беспилотными аппаратами, двигающимися автоматизированно по своим маршрутам в рамках заложенных программ, управляет один оператор. В результате через три года мы хотим создать такой механизм городской мобильности, который можно будет потом реализовать в любом городе Российской Федерации», — описывает перспективы проекта Максим Мысев.

СПРАВКА MASHNEWS:
Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах» был подписан президентом РФ в июле 2020 года. Такие режимы позволяют не учитывать требования законодательства для тестирования и отработки новых перспективных технологий. При установлении каждого режима необходимо получить заключение организации, представляющей мнение отраслевого сообщества. Правительство таким статусом наделило АНО «Цифровая экономика». Проект экспериментального правового режима для беспилотников в Иннополисе обсуждался на площадке АНО «Цифровая экономика» осенью 2022 года.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент