02 декабря 2024 11:15
читать 13 минут

Бензину разрешили экспорт: вырастут ли цены на заправках

Нефтяники добились своего – правительство досрочно сняло запрет на вывоз бензина из страны. Эксперты объясняют, почему это хорошо для отрасли и автовладельцев.

Запасы требуют сбыта

Правительство России продлило временное ограничение на экспорт нефтепродуктов до 31 января 2025 года. При этом запрет, который должен был действовать до конца декабря, больше не распространяется на самих производителей. Таким образом, нефтяным компаниям досрочно разрешили возобновить поставки за рубеж.  

Решение принято для сохранения стабильной ситуации на внутреннем топливном рынке, поддержания экономики нефтепереработки, противодействия серому экспорту автомобильного бензина, поясняется на сайте кабмина.

Временный запрет на экспорт бензина (исключая страны ЕАЭС) был изначально введен с 1 марта по 31 августа, чтобы не допустить роста цен в период пикового летнего спроса. Но уже в середине мая эмбарго приостановили, и до конца июля компании могли отгружать нефтепродукты за рубеж. После чего запрет возобновили – до конца года. Но в сентябре, когда цены на бензин показали тенденцию к снижению, в отрасли вновь заговорили о возможности «отпустить» топливо на экспорт.

Главная причина отмены ограничений – насыщенность рынка, объясняют эксперты. Ведь даже с учетом плановых ремонтов на НПЗ и аварийных остановок производство бензина в стране выше, чем потребление.  А переизбыток предложения опасен тем, что заводы начнут сокращать выпуск топлива.

«Перенастраивать работу НПЗ довольно рискованно с точки зрения дальнейшего возможного дефицита. Если вдруг потребуется производить больше, завод не сможет это сделать в одночасье. А сейчас топливные хранилища наполняются, и в какой-то момент нефтяные компании просто начнут сокращать выпуск бензина. Лучше до этого не доводить и разрешить экспорт», - говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

«Джентльменское соглашение»

Кроме того, по мнению эксперта, снятие запрета – это еще и некое «джентльменское соглашение» между государством и нефтяниками: мы вам разрешаем продавать за рубеж, а вы сдерживаете цены на топливо не выше инфляции. Именно поэтому не стоит опасаться резкого скачка стоимости бензина на АЗС в связи с отменой запрета.

«Нефтяные компании не заинтересованы в том, чтобы броситься все экспортировать в другие страны, потому что это приведет к дефициту на внутреннем рынке, цена на бирже пойдет вверх и, соответственно, правительство опять ограничит экспорт», - поясняет Игорь Юшков.

Ранее «Российский топливный союз», «Ассоциация участников товарно-сырьевого рынка» и «Ассоциация товарных брокеров» обращались к вице-премьеру России Александру Новаку с просьбой не отменять досрочно запрет экспорта бензина. Свою позицию они объясняли ростом биржевых цен, который свидетельствует о недостаточном объеме поступления продукции на внутренний рынок. Однако собеседники Mashnews считают, что это заявление не имеет под собой оснований.

«Топливные операторы выступали против снятия запрета, потому что им, конечно, выгоден переизбыток предложения на внутреннем рынке, ведь это снижает биржевую цену. А они хотят дешевле купить. Так что это нормально», - говорит Игорь Юшков.

К тому же зимой традиционно спрос на бензин со стороны автовладельцев снижается.

«Бензин, в основном, выбирают любители, которые, в холодное время года ездят меньше. Возможен небольшой всплеск спроса в связи с Новогодними праздниками, но он не будет продолжительным. А бензина вообще у нас накопилось достаточно много, и запрет на его вывоз нецелесообразен. Это просто наши руководители в топливно-энергетическом комплексе, обжегшись на молоке, дуют на воду», - добавляет заведующий кафедрой технологии переработки нефти РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, доктор технических наук, академик РАЕН Владимир Капустин.

Экспорт поможет спасти нефтепереработку

Да, растущий доллар делает экспорт особенно привлекательным для производителей нефтепродуктов, но они ограничены лимитами вывоза, которые не позволят оставить внутренний рынок без топлива. В целом, за рубеж идет не более 10% от производимого в стране бензина. А с учетом более частых внеплановых остановок НПЗ из-за внешнего воздействия этот показатель может быть еще меньше.

«Я считаю, что вообще этот запрет на экспорт не сыграл какой-то важной роли, поскольку наш бензин не пользуется высоким спросом в других странах и мы не так уж много продаем за рубеж. Запад у нас никогда бензин не покупал, считая почему-то, что у них лучше. Поэтому наши потребители – это, в основном, близлежащие страны СНГ», - говорит президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль.

К тому же за рубеж поставляются не популярные марки АИ-92 и АИ-95, а низкооктановый бензин – прежде всего, прямогонный, который является основой для производства других видов продукции. 

«У нас сегодня бензин накоплен с большим запасом, и экспорт нужно было обязательно открыть, потому что наша нефтепереработка находится сейчас в убыточном состоянии. Единственный шанс поправить положение дел – это возобновить продажу продукции за рубеж», - поясняет Владимир Капустин.

В то же время, по его словам, власти должны постоянно держать руку на пульсе и гибко реагировать на изменение рыночной ситуации. Тем более что нефтяники могут начать «хитрить» и наращивать выпуск «полупродуктов» вместо товарного бензина, который практически весь остается в стране – чтобы как можно больше продукции продавать на экспорт.

Внешние угрозы не снизили производство

Как бы то ни было, бояться дефицита и роста цен на АЗС россиянам не стоит, сходятся во мнении отраслевые эксперты. По их расчетам, производство бензина по итогам текущего года не уступит прошлогодним показателям, а может даже и превысит их.

«Сложно давать прогнозы, потому что статистика в настоящее время закрыта, плюс нет официальных данных по поводу масштабов повреждений НПЗ в результате атак БПЛА. Но, думаю, что мы сохраним объемы производства на уровне 2023 года», - считает Игорь Юшков.

Не ожидает снижения показателей по товарному бензину и Владимир Капустин. По мнению Генадия Шмаля, производство может даже немного подрасти.

«Объем переработки будет примерно на том же уровне, что и год назад. Но при этом мы сокращаем производство мазута за счет того, что увеличиваем выпуск светлых нефтепродуктов, поэтому цифры по бензину могут даже немного вырасти», - поясняет Президент Союза нефтегазопромышленников России.  

В любом случае, от досрочного снятия запрета на экспорт внутренний рынок не пострадает.

«Я считаю, что никакой опасности дефицита в связи со снятием ограничений нет. Сейчас все плановые ремонты на НПЗ закончились, да и отбиваться от дронов, которые прилетали на наши заводы, мы тоже, в целом, научились. Поэтому обстановка на предприятиях достаточно спокойная и устойчивая, все работают в штатном режиме», - заключает Генадий Шмаль.

«Дизелизация» в массы не пойдет

Но если почти весь бензин, производимый в России, остается в стране, то с дизельным топливом история совсем другая. Внутренний рынок способен потребить только половину от выпускаемых объемов. Остальное надо как-то продать за рубеж – или стимулировать рост спроса в России: например, увеличивать долю легкового транспорта, работающего на дизеле. Сегодня в стране доля «легковушек» с дизельным двигателем не превышает 6%.

«По дизелю идет большой переизбыток, потому что мы выпускаем порядка 80 млн тонн ДТ, и раньше около 60 млн тонн из них продавали в Европу. Сегодня этого рынка нет», - рассказывает президент Союза нефтегазопромышленников России.

Большие партии дизтоплива по-прежнему отправляются за рубеж, но от профицита это не спасает. А у российских автолюбителей машины с дизельным двигателем непопулярны. Да и самих машин практически нет – в стране их не выпускают. Эксперты считают, что массового перевода автопарка на дизель ждать не стоит даже при поддержке государства. Менять бензиновый двигатель на дизельный в готовом автомобиле нецелесообразно, а стимулировать покупку новых машин на ДТ – сложная и дорогая для государства задача.

«Единственный инструмент для того, чтобы стимулировать переход с бензина на дизель – это субсидировать стоимость ДТ, чтобы оно стоило хотя бы на 3-5 рублей дешевле, чем бензин. Тогда люди действительно будут на это обращать внимание при покупке автомобилей. Сейчас же этого нет. И введение данной субсидии потребует миллиарды и миллиарды рублей от государства. Сегодня бюджету явно не до этих затрат», - убежден Игорь Юшков.

Раньше, когда дизтопливо стоило дешевле самого низкокачественного бензина, такая идея была бы понятна, но сегодня ДТ уже обогнал по цене даже АИ-95, подчеркивает Генадий Шмаль.

«Этот переход был бы, наверное, целесообразен с точки зрения надежности, но для этого надо иметь двигатели. У нас их пока нет. Дай бог, если нам обеспечат дизельными моторами грузовые машины, трактора и так далее», - говорит президент отраслевого союза. По его словам, на создание отечественного дизельного двигателя для «легковушек» потребуется не менее десяти лет, но для этого нужна политическая воля.

По мнению Владимира Капустина, для перевода автопарка на дизель нужно открывать новые заводы, развивать науку, а это требует больших затрат и много времени. При том, что дизель сегодня не экономичнее бензина. В то же время было бы правильно обеспечить потребителю возможность выбора между разными типами машин и видами топлива, считает ученый.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!