05 декабря 2024 15:53
читать 14 минут

Башкирия осталась без проката. Завод «Ишсталь» продает долг китайских партнеров

Конкурсный управляющий башкирского завода «Ишсталь» выставил на торги долг китайской компании «Цяо-Лян» за 659 млн рублей. Партнер из КНР так и не поставил оборудование, необходимое для запуска производства.

Не хватило юаней

Прием заявок на торги по продаже права требования к Проектному институту тяжелой промышленности «Цяо-Лян» начался 2 декабря. Конкурсный управляющий «Ишстали» Алексей Емельянов намерен продать право требования завода к «Цяо-Лян» в размере 57,3 млн юаней (732 млн рублей по нынешнему курсу ЦБ). Заявки принимаются до 14 января, торги назначены на 15 января.

Это уже вторая попытка конкурсного управляющего продать право требования к китайской компании. В октябре долг «Цяо-Лян» уже выставлялся на торги, но они не состоялись, так как интересантов не нашлось.

Стоит отметить, что по долгу «Цяо-Лян» нет решения суда. Иск к китайскому партнеру «Ишсталь» подала в 2022 году, однако до сих пор не состоялось ни одного заседания, они постоянно переносятся. Ближайшее намечено на 12 мая 2025 года. «Ишсталь» требует от «Цяо-Лян» вернуть деньги за оборудование для создания производства сортового проката.

Этот проект планировалось реализовать в башкирском городе Ишимбай на базе нескольких цехов машиностроительного предприятия «Витязь». Ожидалось, что  «Цяо-Лян» поставит на «Ишсталь» оборудование на 140 млн юаней и в 2016 году новое производство уже откроется. Его мощность оценивалась в 300 тысяч тонн проката в год, объем инвестиций — 6,3 млрд рублей.

С исполнением договора возникли сложности. Средства «Ишсталь» перечисляла нерегулярно. В свою очередь «Цяо-Лян» не спешил с поставками. А к тому оборудованию, которое все-таки привезли в Башкирию, возникали вопросы. Например, «Цяо-Лянь» поставил в 2018 году два комплекта линий по производству оцинкованной проволоки, но при приемке обнаружилось, что части деталей попросту нет, некоторые комплектующие с браком, также к грузу не была приложена документация.

Если изначально проект по созданию завода «Ишсталь» позиционировался как крупный и амбициозный, то к 2018 году настроения изменились. Завод так и не заработал, к предприятию подали иск о банкротстве. Но в 2019 году «Ишсталь» спасли. Предприятие заключило мировое соглашение с кредиторами о погашении задолженности, которая на тот момент составляла 255 млн рублей. «Коммерсантъ» тогда сообщал, что завод решено было достроить с помощью турецких инвесторов.

В 2020 году на «Ишстали» вновь ввели наблюдение, а в 2021-м предприятие все-таки было признано банкротом. С 2022 года «Ишсталь» стала выставлять на торги имущество: удалось продать цех, трансформатор, инженерные сети. В начале 2024 года конкурсный управляющий стал продавать дебиторскую задолженность, на аукцион выставлялись небольшие долги, в сумме не превышающие 13 млн рублей. Но ни один из них продан так и не был. Права требования к «Цяо-Лян» - самый крупный лот среди всех, когда-либо выставлявшихся «Ишсталью». Если заводу удастся найти покупателей на эту дебиторскую задолженность, то она полностью закроет долги предприятия.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Проектный институт тяжелой промышленности «Цяо-Лян» работает в округе Хуэйшань города Уси с 2008 года. Основная деятельность — проектирование и организация производства прокатного оборудования, в частности горячекатанных широколистовых станов, станов Стеккеля, шпононамоточных, плосколостовых, титановых станов. Также «Цяо-Лян» поставляет крупное кузнечное и прессовое оборудование, масляные и водяные прессы, пресс-ковки, быстроковочные станки, горячевыпрямители, намоточные агрегаты, доменное оборудование, установки для травления и щелочной очистки, электродуговые печи и другое оборудование для металлургии. При институте работает экспериментальный цех по производству листового металла, производства железа и проволоки и цеха по обработке поверхностей травлением и щелочной очисткой.

Долг или не долг

То, что по долгу «Цяо-Лань» нет судебного решения, не является препятствием для того, чтобы продавать его через цессию.

«Уступка права требования возможна в любом состоянии и наличие судебного акта, которым бы долг был взыскан в пользу кредитора, не является обязательным условием совершения договора уступки права требования», - сообщил Mashnews Иван Пирогов, юрисконсульт BLCONS GROUP.

Дмитрий Берестень, старший юрист и руководитель корпоративного блока компании «Афонин, Божор и партнеры» в беседе с Mashnews отметил, что в случае продажи долга, может возникнуть ситуация, что уже китайская компания обратится в российский суд с иском к «Ишстали» и попытается оспорить долг. И если она докажет, что у нее перед российским заводом никаких обязательств нет или сумма значительно ниже, то покупателю долга придется расторгать договор и возвращать свои деньги за цессию уже с продавца, то есть, с «Ишстали».

Иван Пирогов обратил внимание на то, что в условиях, когда договор цессии заключается с компанией-банкротом, экономические риски фактически переходят к новому кредитору.

Однако пока «Цяо-Лань» в судебном процессе по своему долгу никак не участвует. Российского представительства у компании нет.

Золотая цессия

Как правило, при оформлении цессии долг отдается с большим дисконтом. Например, «Ведомости» со ссылкой на Национальную ассоциацию коллекторских агентств (НАПКА) сообщают, что в октябре 2024 долги выкупались в среднем за 5,6% от номинала. В первом квартале 2023 года дисконт составлял 93,1%.

«Ишсталь» продает задолженность со скидкой 10%. Но, подчеркнул Иван Пирогов, в данном случае цена уступаемого требования была сформирована исходя из оценки актива. Дмитрий Берестень также обратил внимание на то, что сумма, за которую лот будет выставлен на торги, утверждало собрание кредиторов.

Тем не менее, отметил Дмитрий Берестень, если и в этот раз долг не будет продан, то тогда его могут снова выставить на новые торги, но уже в формате публичного предложения. Тогда дисконт может быть больше.

«Если право требования и будет реализовано, то, скорее всего, по чисто символической стоимости. Перспектива взыскания задолженности с китайской компании выглядит призрачной», - сообщил Mashnews управляющий партнер «Бэйсик консалтинг» Рауль Сайфуллин. Среди факторов, снижающих шансы на получение долга, эксперт назвал безразличие «Цяо-Лянь» к судебному спору и сам факт того, что компания не является налоговым резидентом России.

«В целом взыскание с должника-нерезидента всегда осложняется необходимостью понимания особенностей соответствующей иностранной юрисдикции», - подчеркнул Рауль Сайфуллин.

Иван Пирогов обратил внимание на то, что детали взаимоотношений «Цяо-Лян» с «Ишсталью» остаются неизвестными. В частности, еще при заключении договоров с иностранными компаниями, как правило, прописывается порядок рассмотрения всех спорных ситуаций. «Иногда китайские поставщики настаивают на включении условия о том, что споры по договору рассматриваются в китайском суде. В этом случае, очевидно, разбирательство невозможно без привлечения национальных юристов, имеющих право представительствовать в соответствующем суде», - рассказал Иван Пирогов.

Дмитрий Берестень добавил, что если разбирательство будет проводиться в Китае, то российской стороне придется быть готовой к целому ряду специфичных моментов.

«Суд в Китае будет смотреть, составлен ли договор на китайском языке, подписан ли он китайским контрагентом иероглифами или латиницей», - привет пример Дмитрий Берестень.

Были ли шансы

В Башкирии предприятий, специализирующихся на выпуске проката, нет. Сортовой прокат везут из соседних Челябинской и Свердловской областей. Проект «Ишстали» власти Башкирии в 2015 году внесли в число приоритетных. Правда, прямая финансовая поддержка проекта по линии региона была небольшой. Например, 2,6 млн рублей выделили предприятию власти городов Ишимбай и Стерлитамак. Сейчас администрации этих городов также числятся в реестре кредиторов.

Ожидалось, что металл предприятие будет получать по линии Башкирской торгово-промышленной компании, специализирующейся на торговле ломом. Сейчас эта компания также является банкротом.

В «Ишстали» во всех проблемах винили «УралКапиталБанк», который лишился лицензии в 2018 году. Именно он должен был обеспечивать финансирование проекта, в частности, покупку оборудования в Китае. Но средства в итоге поступили не в полном объеме и «Ишсталь» не смогла полностью выкупить все оборудование, необходимое для запуска производства. К слову, включенный в реестр требований кредиторов долг перед «УралКапиталБанком» составляет 225 млн рублей.

Однако еще в 2018 году, когда на «Ишстали» в первый раз ввели наблюдение, временным управляющим была проведена проверка признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Из заключения (есть в распоряжении редакции) следует, что финансовое положение предприятия еще в 2015 году было тяжелым, и дело не только в том, что в это время должен был строиться завод. Проверка показала, что по некоторым сделкам предприятия не нашлось отчетных документов. В частности, за три года таинственно исчезли 373 млн рублей. «Ишсталь» получила их от нескольких компаний для реализации своего инвестпроекта, но каким образом они были потрачены, осталось неизвестным. Сейчас нынешний конкурсный управляющий «Ишстали» пытается привлечь бывших топ-менеджеров завода к субсидиарной ответственности. Пока неудачно.

Александр Табаков, СЕО ГК «ТМГ», Первое промышленное и PR&GR агентство, в беседе с Mashnews отметил, что провал «Ишстали» может также объясняться тем, что на предприятии несколько раз менялись инвесторы. С 2012 по 2019 годы завод шесть раз переходил из рук в руки. По оценкам эксперта, это обстоятельство сыграло роль в сложностях, с которым сталкивалось предприятие, ведь вместе с владельцами происходила и смена топ-менеджмента.

Не спасло завод и прекращение банкротства. Работы на площадке в Ишимбае так не возобновились, инвесторы не пришли.

«Сложно рассуждать об изначальной инвестиционной привлекательности запланированного металлургического производства. Однако можно с уверенностью сказать, что статистика отечественных реабилитационных процедур свидетельствует об отсутствии шансов на восстановление платежеспособности. Собственно говоря, дефолт «Ишстали» по мировому соглашению, утвержденному в первом деле о банкротстве, подтверждает эту печальную закономерность», - констатировал Рауль Сайфуллин.

Нынешний конкурсный управляющий «Ишстали» на вопросы Mashnews не ответил.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!