15 декабря 2022 09:49
читать 8 минут

Банкротства после моратория. К судостроительным предприятиям подают иски о несостоятельности

В октябре-ноябре 2022 года, после отмены моратория на банкротство, десять российских судостроительных и судоремонтных предприятий получили от кредиторов иски о банкротстве либо сами подали заявления о несостоятельности. Это не столько результат действия антироссийских санкций, сколько следствие невысокой эффективности госпрограмм развития судостроения.


Кандидаты в банкроты

За два месяца с момента отмены моратория на банкротство (его действие закончилось 1 октября 2022 года) десять российских судостроительных и судоремонтных предприятий получили от кредиторов иски о банкротстве либо сами подали заявления о несостоятельности. Среди них как небольшие заводы, так и крупные компании: АО «10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод», входящее в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК), АО «Пелла» и АО «Восточная верфь».

Кроме того, по «домораторным» искам были признаны банкротами ещё несколько предприятий. Например, в июле 2022 года Арбитражный суд Башкортостана принял заявление ООО «Элегия» с требованием признать несостоятельным АО «Благовещенский судостроительно-судоремонтный завод», а уже в октябре оно обанкротилось, открыто конкурсное производство. Под вопросом судьба уфимского ООО «Судоремонтно-судостроительный завод», которое в этом году дважды становилось ответчиком по делам о банкротстве.

Все компании, получившие в октябре-ноябре 2022 года иски о банкротстве, проигнорировали запрос MASHNEWS об источниках проблем на их предприятии.

Персональный путь к несостоятельности

У каждого предприятия своя история, приведшая его к финансовым трудностям. Так, прописанная в Ленинградской области «Пелла», подконтрольная Герберту Цатурову, уже не первый год балансирует на грани банкротства. Один из источников проблем предприятия — затянувшийся спор с Минобороны, связанный с выполнением заказа на строительство судов по проекту 11982 «Ладога». В сентябре 2018 года «Пелла» передала заказчику первое судно серии, которое за время строительства подорожало почти вдвое против первоначальной стоимости в 1,5 млрд рублей. Причина — заказчик не раз вносил изменения в проект уже по ходу строительства, но увеличивать стоимость госконтракта запретила Федеральная антимонопольная служба.

В октябре 2022 года завод взыскал с Минобороны больше 2 млрд рублей в связи с этим контрактом, но министерство обжаловало решение суда. В итоге этой и других проблем финансовое положение «Пеллы» пошатнулось: 2021 год она закончила с выручкой 7,8 млрд рублей против 11 млрд в 2020-м и чистым убытком в 2,6 млрд, нарастив его за год в 2,3 раза.

Приморский гигант «Восточная верфь» стал жертвой антироссийских санкций, пришли к выводу члены комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания Приморья. Санкции привели к разрыву логистических цепочек, дефициту или полному исчезновению многих комплектующих и оборудования. Например, «Восточная верфь» закупала за рубежом винторулевые колонки, главные двигатели и дизель-генераторы, радионавигационные системы, автоматику. Теперь верфь рискует сорвать выполнение контрактов. Интерес к предприятию проявила ОСК, готовая вложить в развитие завода 12 млрд рублей. Однако пока решение не принято.

Помимо санкций у предприятий судостроения и судоремонта есть и другие проблемы, в частности, сложная ситуация с персоналом, его нехватка и старение, говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Господдержка: ожидания и реальность

Уже по итогам прошлого года был заметен перенос господдержки на оборонную отрасль: по данным экспертов «Infoline-Аналитики», совокупный тоннаж построенных в РФ крупных и средних судов в 2021 году сократился на 35,4%, до 353 тыс. тонн. Однако военное судостроение прибавило 15% (до 80 тыс. тонн), а гражданское просело на 43% (до 273 тыс. тонн).

«Сектор гособоронзаказа в наименьшей степени пострадает от введённых ограничений на поставки судового оборудования, так как доля импортного оборудования на строящихся военных кораблях незначительна, а переориентация на оборудование из Китая и Кореи произошла уже после 2014 года. В гражданском секторе в большей степени под угрозой выполнения окажутся рыболовные, краболовные, пассажирские и научные суда, в то время как сроки сдачи сухогрузных судов сдвинутся в меньшей степени в связи существующим заделом в импортозамещении и локализации», — считают в «Infoline-Аналитике».

Государство готово поддержать отечественных производителей. Например, в 2022 году из средств Фонда национального благосостояния выделено 285 млрд рублей на программу льготного лизинга судов Государственной транспортной лизинговой компании. Предполагается, что это позволит до 2030 года построить на отечественных верфях 346 новых судов. В целом же по программе развития гражданского судостроения к 2030 году запланировано строительство 1,1 тыс. судов различного назначения. Объём программы — 477 млрд рублей.

Реализация этих планов может споткнуться о проблему нехватки мощностей для строительства, а также оборудования и комплектующих, которые стали недоступны из-за санкций. Отечественным судостроителям придётся переделывать многие проекты, которые были рассчитаны на иностранные поставки. Так, по данным гендиректора АО «ЦНИИ »Курс« Виталия Ханычева, доля отечественной приборной техники составляет в среднем всего 22%. Доля судового научного оборудования ещё меньше — всего 15%, как и оборудования для рыбного промысла. Потребности в оборудовании для освоения шельфа и морском научном оборудовании отечественные производители сейчас могут закрыть на 35%.

Несоответствие планов реалиям уже проявилось в срыве программы субсидирования строительства рыбопромышленных судов по инвестквотам. За время её действия — с 2017 года — построено только десять судов из запланированных 105.

СПРАВКА MASHNEWS:
Мораторий на банкротство — запрет для кредиторов инициировать дела о банкротстве должников — был введён постановлением Правительства РФ с 1 апреля 2022 года на шесть месяцев. Мораторий не затронул банкротные дела, которые начались до 1 апреля. Со 2 октября суды снова принимают заявления кредиторов о банкротстве.

Надежда Рогожкина для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!