Балтийский завод предлагает сменить гендиректора ЦКБ «ОСК–Айсберг»
Балтийский завод предложил заменить генерального директора дочернего ЦКБ «ОСК–Айсберг», которое вступившего в конфронтацию с одноименным ЦКБ «Роснефти» из–за миллиардных контрактов на конструкторское сопровождение строительства атомных ледоколов.
Руководство Балтийского завода предложило Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) согласовать нового кандидата на пост генерального директора ЦКБ «ОСК–Айсберг», пишет «Деловой Петербург».
О том, что генеральный директор АО «Балтийский завод» (входит в ОСК) Юрий Гордиенко предложил руководству головной корпорации кандидатуру и.о. технического директора Балтийского завода Игнатия Воденникова в качестве нового генерального директора своей «дочки» ЦКБ «ОСК–Айсберг», стало известно в середине марта. Сам Игнатий Воденников не стал отрицать этих планов, но от комментариев отказался. Источник в ОСК также подтвердил факт такого предложения, но официально на Балтийском заводе об этом говорить не стали.
Нынешний врио генерального директора «ОСК–Айсберг» Игорь Чорный подтвердил, что ему предложили покинуть пост, и то, что на его место прочат Игнатия Воденникова.
«Воденников, судя по информации о нем в открытых источниках, никогда не сталкивался с серьезными вопросами материальной и уголовной ответственности. Он сам не понимает, что его ждёт. Помимо прочего, в судах в отношении «ОСК–Айсберг» рассматривается сейчас девять гражданских исков бывших работников о взыскании невыплаченной в 2022 году зарплаты«, — сказал «ДП» Игорь Чорный.
АО «ЦКБ “ОСК–Айсберг”» на протяжении последнего года пребывает в состоянии непрерывного конфликта с АО «ЦКБ “Айсберг”» — компанией такого же профиля, расположенной в том же здании на Васильевском острове. Разница в том, что «Айсберг» без приставки «ОСК» подконтролен «Роснефти», а тот, что с приставкой, — Балтийскому заводу.
1 ноября 2023 года Ростехнадзор приостановил действие лицензии «ОСК–Айсберг» на проектирование и конструирование объекта использования атомной энергии. В результате действующая лицензия с указанием объекта ее применения «суда и другие плавсредства с ядерными реакторами, суда атомно–технологического обслуживания» осталась только у подконтрольного «Роснефти» ЦКБ «Айсберг».
Игорь Чорный считает, что Ростехнадзор действует в интересах «Роснефти», чей «Айсберг» претендует на конструкторское сопровождение строительства атомных ледоколов проекта 22220 на Балтийском заводе. По его словам, приблизительная стоимость конструкторского сопровождения одного атомохода этого проекта составляет 500 млн рублей, соответственно, речь идет о контрактах на 3 млрд.
Игорь Чорный инициировал пять исков к Ростехнадзору — три в петербургском арбитраже к исполнившему проверку Северо–Европейскому управлению и два к центральному аппарату ведомства в Арбитражном суде Москвы. Первый из пяти споров глава «ОСК–Айсберг» уже проиграл.
В феврале 2024 года между «Айсбергами» случился открытый конфликт — 15 февраля УМВД по Василеостровскому району Петербурга зарегистрировало заявление Игоря Чорного, из которого следовало, будто работники «Айсберга» «Роснефти» захватили помещения, которые занимает «ОСК–Айсберг».
Балтийский завод, хотя и является основным акционером «ОСК–Айсберг», не поддерживает Игоря Чорного в конфронтации с ЦКБ «Роснефти». Просивший не называть себя источник в ОСК сказал: на заводе считают, что и сами отлично справятся с конструкторским сопровождением строительства атомоходов и ни один из «Айсбергов» им для этого не нужен.
Владелец военно–промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Михаил Даниленко полагает, что Балтийский завод спешно меняет руководителя «ОСК–Айсберг» по двум причинам.
«Первая — невозможность найти компромисс или дать необходимый вектор действиям нынешнего топ–менеджера. В отличие от частных компаний, где решения нередко принимаются быстро, с колёс, в крупных холдингах необходимо пройти всю процедуру смены руководителя, что зачастую занимает приличное время. Вторая причина — Балтийский завод, полагаю, искренне обеспокоен действиями господина Чорного в отношениях с Ростехнадзором. С таким подходом можно крепко испортить отношения с надзорным ведомством на долгие годы вперёд. А это негативно отразится на результатах работы самого завода», — говорит Михаил Даниленко.
СПРАВКА
- АО «ЦКБ “Айсберг”» создано в 1947 году для проектирования арктических судов. В 1956 году по проекту «Айсберга» заложили первый в мире атомный ледокол «Ленин». В 2021 году контролируемое «Роснефтью» АО «Современные технологии судостроения» увеличило свой пакет акций в АО «ЦКБ “Айсберг”» до 90,42%, в 2022–м управлять этим «Айсбергом» стало контролируемое «Роснефтью» АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта».
- С 2012 года в Петербурге два «Айсберга». Второй — АО «ЦКБ “ОСК–Айсберг”» (по данным на конец 2022 года, 85 % акций принадлежат Балтийскому заводу, 15 % у частных лиц, в том числе 10 % у главного конструктора проекта АО «ЦКБ “Айсберг”» Глеба Макеева) располагается в том же доме на Большом проспекте Васильевского острова.