07 апреля 2025 14:50
читать 6 минут

Автозаводы Петербурга в январе-феврале 2025 года увеличили отгрузку машин в денежном выражении в 3,5 раза

Оборот автозаводов за январь-февраль 2025 г. вырос на 45,9% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г.  Эксперты отмечают, что высокие показатели зафиксировали на фоне эффекта «низкой базы» к уровню прошлого года. 

30 000-й автомобиль бренда Solaris сошел с конвейера в конце марта 2025 года. Иллюстративное фото: «Автомобильный завод АГР».

Объем отгрузки по сравнению с тем же периодом прошлого года достиг 10,45 млрд рублей, следует из доклада Петростата, на который ссылается издание «Ведомости Северо-Запад».

При этом отставание от января-февраля 2022 г., когда в Петербурге работали автозаводы Hyundai, Toyota и Nissan, составляет почти 9 раз. Тогда за первые два месяца объем отгруженной продукции доходил до 89,5 млрд руб., с учетом цен того периода времени. Издание напомнило, что по итогам 2024 г. объем отгрузки, выпущенных в Петербурге автомобилей, достиг в денежном выражении 95,19 млрд руб. (в 7,8 раз больше к 2023 г.), а оборот организаций вырос до 105,8 млрд руб. (в 6,1 раз больше к 2023 г.).

На данный момент в Петербурге продолжают функционировать только два из трех автозаводов. «Автозавод Санкт-Петербург» (бывший Nissan) c 2024 г. выпускает кроссоверы X-Cross 7 и X-Cross 8 в кооперации с «восточным партнером». Фактически, речь идет о крупноузловой сборке машин Chery Tiggo 7 и Tiggo 8 Pro. Сколько именно автомобилей было произведено с начала 2025 г. на предприятии не сообщали. За прошлый год было собрано около 20 000 машин. При этом, по оценке «Ведомостей», нераспроданными остались свыше 10 000 единиц. На этот год, по данным издания, производственный план составляет 6500 машин.

Предприятия Hyundai перешли в собственность «Автомобильный завод АГР». Под новым брендом Solaris с февраля 2024 г. выпускают четыре модели: Solaris HS, Solaris HC, Solaris KRS и Solaris KRX. Речь идет о продолжении сборки машин Hyundai и Kia. Всего за год с момента перезапуска было собрано более 26 000 машин, к марту 2025 г. этот показатель достиг 30 000 единиц. При этом вторая площадка в Шушарах официально остается не перезапущенной.

Третий завод – бывшая площадка концерна Toyota – находится в простое с момента ухода японского собственника в 2022 г. На предприятии обсуждались разные варианты перезапуска. Сначала речь шла о том, что «Обуховский завод» (входит в концерн «Алмаз-Антей») с 2026 г. начнет производство электрокара E-Neva, но, по данным «Коммерсанта», проект заморожен. Кроме него, обсуждался вопрос о запуске производства машин Aurus. По данным «Ведомостей», проект отложен на неопределенный срок.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что высокие показатели отгрузки автомобилей и оборота автозаводов Петростат фиксирует на фоне эффекта «низкой базы» к уровню прошлого года. Руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко напомнил, что именно в начале 2024 г. автозаводы начали перезапуск производства после почти двухлетнего простоя. По его оценке, динамика продолжит снижаться на фоне общего падения продаж автомобилей в связи с высокой ключевой ставкой. 

«Анализируя перспективы Xcite и Solaris, можно отметить, что в рыночном сегменте перспективы второго бренда выглядят лучше. У Xcite импульс продаж может придать только сектор госзакупок», – рассказал эксперт. 

По данным «Автостат инфо», в январе-феврале 2025 г. в России и в Петербурге в частности объем регистраций новых автомобилей сократился на 11 и 14% соответственно. При этом за первые два месяца машин Solaris было зарегистрировано 2458 единиц, а Xcite – всего 894.

Эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов считает, что оба завода с высокой долей вероятности выпустят автомобилей меньше, чем изначально планировали, так как спрос на новые машины продолжит падать до тех пор, пока не улучшится для потребителей ситуация со ставками по кредитам. По его мнению, в случае с Xcite спрос снижается не только из-за дорогих кредитов, но также из-за непопулярности самого бренда. 

«Спустя год после запуска производства потребителю не смогли объяснить, почему он должен приобрести этот автомобиль. Учитывая большие нераспроданные на предприятии остатки проект Xcite в нынешнем виде могут в этом году свернуть».

Гаврилов также считает, что перезапуск бывшей площадки Toyota также не состоится в рамках российско-китайского партнерства, так как далеко не все подобные проекты зарекомендовали себя. «Хотя у Toyota нет права на обратный выкуп завода, наиболее вероятным сценарием может стать перезапуск производства именно с участием японской компании», – резюмировал эксперт.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!