08 августа 2024 09:26
читать 5 минут

Авторынок показывает рекордный рост. Но это ненадолго

С января по июль 2024 года в России продано более миллиона новых автомобилей, что на 58% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Однако радоваться рано: показатели останутся хорошими максимум до декабря, считают опрошенные Mashnews эксперты, после чего рынок откатится назад, причем спад возможно будет катастрофическим.

Берут, пока не стало дороже

Минпромторг опубликовал отчет о результатах продаж новых автомобилей в России за январь-июль текущего года. Согласно данным исследования, за семь месяцев реализовано 1 003 103 машины, из которых почти половина, 442 тысячи – отечественного производства. Что интересно, за первые семь месяцев прошлого года было продано 636 839 новых авто. Таким образом, рост составил рекордные 58%.

Несмотря на санкции и прекращение поставок машин из США, Японии, Южной Кореи и стран Европы, рынок вновь ожил? К сожалению, нет. То, что происходит сейчас, - явление сугубо временное, и похожая ситуация продержится в лучшем случае до ноября-декабря, после чего всё откатится на позиции 2022 года – более того, не исключено, что показатели окажутся еще хуже, чем несколько лет назад. Почему? Причин несколько.

 

Что убьет рынок?

«Сейчас рынок растет за счет того, что многие производители предложили прямые скидки. Они доходили в определенный момент до миллиона рублей – речь, конечно, не о снижении рекомендованной цены, а о маркетинговых ходах, когда экономия достигается за счет сдачи машины в трейд-ин, оформления кредитов и так далее. Плюс новости об утильсборе: люди, которые планировали купить автомобиль в конце года или в следующем году, решили сделать это сейчас. Это был ощутимый «пинок» для рынка», - поясняет главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков согласен с коллегой: «Я считаю, что июль показал результат выше, чем ожидалось несколько месяцев назад, но с другой стороны, он логичен. Начался нехарактерный для летнего периода ажиотаж, связанный с повышением утилизационного сбора. Поэтому даже несмотря на рост ключевой ставки, люди идут и покупают автомобили, потому что понимают – дальше будет дороже».

По мнению эксперта, рост цен на данный момент находится только на самом старте и будет растянут во времени. «Если 13 сентября ставку поднимут еще выше, будет совсем больно. Сейчас пока еще дилеры дают скидки, пока еще некоторые производители частично субсидируют кредитную ставку», - говорит Кадаков.

Если внимательно изучить всю новейшую историю российского авторынка, то станет понятно, что обычно рост продаж приходится на сентябрь и ноябрь. Однако новые условия диктуют новые правила: в этом году всё сдвинулось ближе к лету. Август, вероятнее всего, покажет те же результаты, что и июль, прогнозирует главный редактор «За рулем», не станут исключением и сентябрь-октябрь. Но максимальный уровень, на который может выйти рынок – 1 млн 300 тысяч автомобилей, не больше. 

 

Финал кредитной истории

О радужных перспективах можно забыть, и это не предположение, а факт. Причин две. Первая: повышение утильсбора, что ведет к резкому скачку цен на машины, вторая: повышение ключевой ставки, что делает кредиты дорогими – а большинство новых автомобилей покупается отнюдь не за наличные.

«Всё зависит от того, что будет с ценами после 1 октября. Понятно, что они повысятся, и понятно, это не лучшим образом скажется на рынке в целом. Автомобили у нас и так дорогие, средняя стоимость машины сейчас 3 млн 570 тысяч рублей. А в следующем году утиль еще увеличится! Придумает ли государство какой-то механизм или рычаг для конечных покупателей, чтобы простимулировать их к приобретению автомобиля? Важно, и какую позицию займет Минпромторг, но они с нами редко делятся информацией до принятия решения», - делится своим мнением Максим Ракитин.

По его словам, не исключено, что к концу года ключевую ставку поднимут с 18% до 20%, и для многих это поставит крест на самой мысли о смене старого автомобиля на новый.  «Среди банков нет альтруистов, которые могли бы предложить комфортные условия для покупателей. И сейчас история с кредитами может просто «схлопнуться», - говорит собеседник Mashnews.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!