Авторский кешбэк: «Северная верфь» заплатит 703 млн рублей за суда для Алжира
Судостроительный завод «Северная верфь» выплатит 8,3 млн долларов (703 млн рублей по курсу ЦБ) за использование интеллектуальной собственности Российской Федерации при ремонте двух кораблей советского производства, находящихся на службе ВМФ Алжира.

«Дельфин» и «Овод»
«Северная верфь» заключила контракт на ремонт судов 2012 году, должна была провести инвентаризацию, чтобы установить, какова доля интеллектуальной собственности России в проводимых работах для Алжира.
Однако инвентаризацию так и не провели, а потому Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) потребовало судостроительного завода внести лицензионный платеж. 20 марта Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил справедливость претензий ФАПРИД, у «Северной верфи» есть два месяца на обжалование.
Предельный размер лицензионного платежа в договоре составил 9 млн долларов, однако еще до судебных разбирательств «Северная верфь» выплатила ФАПРИД более 600 тысяч долларов.
Как следует из текста судебного акта, в апреле 2012 года «Северная верфь» взялась за ремонт сторожевого корабля проекта 1159ТМ (№903) и малого ракетного корабля проекта 1234ЭМ (№802). Эти суда находятся на службе алжирского ВМФ и носят названия Salah Reis и Rais Korfu.
Сторожевой корабль Salah Reis построен на Рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» в 1982 году, фрегат Rais Korfu — на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького в 1984 году.
СПРАВКА MASHNEWS
- Корабли проекта 1159 «Дельфин» строились с 1978 по 1988 годы по заказам ГДР, Алжира, Кубы, Болгарии, Югославии и Ливии. Сейчас в строю осталось 5 из 14 судов проекта, корабли стоят на службе вооруженных сил Алжира, Болгарии и Ливии. Длина каждого судна проекта 96 м, экипаж — от 96 до 110 человек, дальность плавания — 2000 миль. Состав вооружения различается в зависимости от страны, по заказу которой изготавливалось судно.
- Малые ракетные корабли проекта 1234ЭМ «Овод» строились для Алжира, Ливии и Пакистана. Длина этих судов — 53 м, экипаж — 60-64 человека. Всего построено 11 кораблей этой серии. Однако у проекта есть и другие модификации — 1234, 1234.1, 1234.7, выпускавшиеся для отечественного флота. Большинство кораблей этой серии списаны в девяностые-начале двухтысячных годов.
Разработки на все времена
Объем работ, который проводили судостроители, в судебных актах не указан. Однако РИА Новости, анонсируя ремонт судов на «Северной верфи», сообщало, что корабли должны были поступить на предприятие летом 2012 года. В марте 2017 года «Военное обозрение» рассказало о завершении ремонта судов и передаче их заказчику.
Примечательно, что еще до проведения ремонта алжирских кораблей «Северная верфь» сама инициировала экспертизу, чтобы выявить права на результаты интеллектуальной деятельности и долю Российской Федерации в доходах от нее. Однако впоследствии ФАПРИД, а затем и суды двух инстанций посчитали эту экспертизу несостоятельной.
За какую конкретно интеллектуальную собственность требует деньги ФАПРИД, в документах не указано. Однако в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда есть отсылка к тому, что сама «Северная верфь», инициируя экспертизу, пользовалась нормативами, касающимися интеллектуальных прав на документацию, финансирующуюся из бюджетов разных уровней времен СССР. Это дает основания полагать, что претензии ФАПРИД могут быть связаны в том числе и с советской документацией.
Но даже если речь идет о документации времен СССР, то Российская Федерация в лице ФАПРИД имеет полное право на получение отчислений за пользование интеллектуальной собственностью. Если ноу-хау до сих пор не раскрыто.
«Срок действия правовой охраны зависит от объекта интеллектуальной собственности, так например, срок действия патента на изобретение составляет 20 лет; срок действия патента на полезную модель составляет 10 лет. Срок действия патента на промышленный образец - 25 лет. Правовая охрана секрета производства (ноу-хау) действует до тех пор, пока ноу-хау сохраняется в тайне; правовая охрана товарному знаку предоставляется на 10 лет с правом последующего продления каждый раз на 10 лет», - пояснил Mashnews председатель Комитета по интеллектуальной собственности Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты Андрей Федотов.
Так как в годы СССР заводы находились в государственной собственности и разработка документации производилась с привлечением госфинансирования, то, соответственно, и права на эту интеллектуальную собственность официально принадлежат преемнице СССР — Российской Федерации.
Также эксперт отметил, что «Северная верфь» в связи со спором с ФАПРИД в Санкт-Петербургскую торгово-промышленную палату не обращалась.
Без давности с признанием
Представители «Северной верфи» во время разбирательств доказывали, что пропущен срок исковой давности, но с этими доводами в судах также не согласились.
Как пояснила Mashnews юрист юридической фирмы VEGAS LEX Елизавета Вихлянцева, изучившая по просьбе редакции судебные акты, находящиеся в открытом доступе, договор с ФАПРИД об использовании документации, является действующим. Поэтому срок исковой давности не пропущен.
Управляющий партнер адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» Кирилл Маслов также по просьбе редакции изучивший судебные акты, сообщил, что иногда срок исковой давности может прерываться признанием долга. То, что «Северная верфь» частично оплатила требуемую ФАПРИД сумму, существенно ослабило позиции предприятия в судах. Аналогичную точку зрения высказала и Елизавета Вихлянцева.
«Подобного рода действия суды обычно рассматривают как признание задолженности, аналогичную оценку суд дал и «Северной верфи». Однако гипотетически у предприятия была возможность оспорить размер задолженности в той части, которую оно не намеревалось возместить добровольно», - отметила Елизавета Вихлянцева.
Плавающий курс
19 октября 2012 года, когда «Северная верфь» получила неисключительные права на использование документации для ремонта алжирских судов, курс доллара составлял 30,71 рубль. За двенадцать с половиной лет американская валюта выросла в цене более чем в два с половиной раза, однако, как отметила Елизавета Вихлянцева, если «Северная верфь» не сможет обжаловать принятые судебные акты, то платить предприятию с большой вероятностью придется по действующему курсу.
«В тех случаях, когда долг подлежит оплате по судебному решению, курс валюты платежа устанавливается на дату фактической уплаты», - пояснила Елизавета Вихлянцева и подчеркнула, что если бы в изначальном соглашении между «Северной верфью» и ФАПРИД был установлен конкретный курс или дата для его определения, то существовала бы возможность платить и по другой схеме.
«Без условия в договоре требовать пересчета по старому курсу будет стоить значительных усилий, направленных на то, чтобы доказать злоупотребление правом, несоразмерность сумм и добиться снижения, но случаи такие есть», - отметил Кирилл Маслов.
Правда, Елизавета Вихлянцева обратила внимание, что представители «Северной верфи» во время разбирательства не возражали во время судебных разбирательств относительно определения курса.
Поэтому, если обязательство заплатить ФАПРИД в полном объеме вступит в силу, то единственный путь для «Северной верфи» снизить финансовую нагрузку — добиваться отсрочки или рассрочки платежа.
Стоит отметить, что споры судостроительных предприятий и ФАПРИД могут развиваться по разным сценариям. Ранее Mashnews сообщал, что 2022-2024 годах Агентство массово подавало иски к предприятиям ВПК, но суды отказывали ФАПРИД из-за пропуска сроков исковой давности.
«ФАПРИД чаще выигрывает, если его требования обоснованы, однако суды часто идут на встречу заводам и снижают суммы, если ответчики действительно активно защищаются, особенно в случаях завышенных тарифов, отсутствия факта использования документации, истечения срока действия прав», - резюмировал Кирилл Маслов.
«Северная верфь» на запросы Mashnews пока не ответила.