27 апреля 2024 14:03
читать 7 минут

Авиапромышленности первым делом нужна идеология. Самолеты - потом

На форуме «Современная авионика» в Петербурге обсудили, чего не хватает российской авиапромышленности. Оказалось, что идеологии - объединения школы, производства и правильного целеполагания. Доктрины в ходе дискуссии участники не разработали, но решили, что не уступят места в кабине пилотов искусственному интеллекту - он, бывает, ошибается и говорит, что героиня мультфильма «Маша и медведь» - призрак. 

Хорошо, что проблемы есть 

Форум «Российская современная авионика» начался 26 апреля с того, что его пора перестать так называть. 

«Я думаю, что мы переросли это название. Наполнение форума гораздо богаче, чем вопросы авионики, у нас тут и беспилотная и пилотируемая авиация. Поэтому правильным словом, наверное, будет авиация», - сказал генеральный конструктор АО «Навигатор» (организатор форума) Владимир Бабуров.

Таким образом в 2025-м году форум назовут «Российская современная авиация». Это логично, ведь если обойти экспозиционный зал площадки мероприятия, из авионики можно увидеть изобретения «Навигатора», а рядом стоят беспилотники, тренажеры для летчиков, симуляторы управления дронами. 

После выступления Бабурова участники пленарного заседания стали рассуждать, сколько можно будут рассуждать о проблемах.

«Может, хорошо, что проблемы есть. Работа над их решением будет рождать новые умы», - считают участники. 

Глеб Бабинцев, генеральный директор ассоциации «Аэронекст» говорил о дисбалансе в регулировании отрасли. «Лебедь, рак и щука», - резюмировал он. 

Разбавить ситуацию позитивом решил замгендиректора ПАО «Яковлев» (строит импортозамещенные SJ-100 и МС-21) Сергей Коротков. Он сказал, что в России умеют строить самолеты. 

«Вся страна строит самолеты. И у всех это хорошо получается», - считает он. 

Напомним, «Яковлев» строит самолет МС-21. Серийным его хотели сделать к 2016-му году. Серия откладывается уже 10 лет. С 2009-го года произведено шесть самолетов для испытаний. Пассажиров МС-2 еще ни разу не возил. 

А если без пилота? 

Дальше рассуждения перешли в беспилотную плоскость. Участники дискуссии согласились, что Россия может производить хорошие дроны, причем даже гражданские. 

Но для беспилотников нужна инфраструктура, если они хотят летать не только «туда-сюда». Да и самого понимания, сколько беспилотников и каких нужно в стране пока нет. 

«Какой перечень беспилотников нужен? Сколько их нужно?» - вопрошали со сцены участники. 

Действительно, по данным Mashnews, это одна из основных тем, которая беспокоит производителей БАС. Сейчас известно только о потребностях государства, да и интересуется оно, в основном, военными дронами). В 2024-м году гражданский заказ по БЛА составит всего 18 тысяч изделий. 

Чтобы расширять производство, модернизировать его, нанимать штат сотрудников, нужно понимать, сколько беспилотников может понадобиться рынку, но из-за запретов на применение беспилотников массового заказа нет. 

Тем не менее, участники пошли дальше и подискутировали о том, можно ли в будущем отказаться от пилотов самолетов и передать все искусственному интеллекту. 

Тезисы распределились в следующем порядке: 

  • - беспилотная авиация должна только дополнять пилотируемую; 
  • - беспилотная авиация - это этап на пути к внешнему пилотированию самолетов; 
  • - беспилотная и пилотная аппараты должны быть разделены и применяться в зависимости от поставленной задач. 

Как бы там ни было, от пилотов не откажутся, особенно в нестандартных ситуациях, например, при спасении людей в горах. 

«Бывает так, что вертолет вплотную подлетает к горе, цепляется «ногой» за выступ и таким образом удерживается в одной точке, чтобы люди перебрались в него. Только так можно спасти людей с отвесного склона. Беспилотник запретит себе такой маневр, потому что это не по правилам безопасност»и, - отметил зампред правления Ассоциации вертолетной индустрии Вячеслав Карцев. 

 Фото: Олег Дилимбетов

Из населения надо лепить то, что нам надо

Участники согласились, что пилоты все же будут, а к тому, чтобы пассажирский самолет летел без пилота, обществу придется долго привыкать. 

Кроме того, ИИ еще надо правильно запрограммировать, говорит заместитель гендиректора по научной работе и развитию АО «Азимут» Виктор Соломенцев. 

«Нужны правильные команды, а то, бывает, как с «Алисой» (умные колонки «Яндекса»), которая про мультик «Маша и медведь» рассказывает. Что это? Это ошибка ИИ, но в данном случае она некритична, разве что навредит детской психике. В самолете цена такой ошибки несоизмеримо выше», - объясняет Соломенцев. 

Шутка про «Машу и медведя»» заключается в том, что умная колонка, если у нее нет собственного ответа на вопрос, обращается к самому популярному сайту в сети. Так на вопрос о том, почему героиня мультфильма «Маша и медведь» живет одна, она может ответить, что «Маша — это призрак убитой девочки» и «мучает медведя, потому что именно он и лишил ее жизни». 

Завершилось обсуждение тем, что для успешного развития российской промышленности нужны квалифицированные и заинтересованные кадры, которые будут работать над алгоритмами условной «Алисы», чтобы она никого не травмировала. 

«Мы должны заинтересовать людей. Раньше студенты не видели себя в профессии инженера, нам удалось переломить этот тренд, заинтересовать, показать, что есть перспективы. Надо и дальше работать в этом направлении», - посчитали участники форума. 

Чтобы заинтересованность была четкой и унифицированной, нужна идеология. 

«Из населения, которое есть, нужно лепить то, что нам надо», - решили лучшие люди авиации. 

Для того, чтобы слепить, что надо нужна «идеология промышленного освоения страны». Для этого нужно объединить школу и производство и поставить четкие цели. На пять лет или иной срок, уточнено не было. 

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент