«Атом» эмигрирует в Китай. Российский электромобиль решили собирать не в России
Проект «первого отечественного электромобиля» буквально на глазах становится все менее «отечественным»: в Российском фонде прямых инвестиций (РФПИ) заявили о желании организовать производство «Атома» в Китае. Создатели машины надеются таким образом выйти на международные рынки.
Из Москвы в Харбин
В проект «Атом» будет привлечен китайский партнер, им станет международная корпорация XY Group («Сюань Юань»), более того, в ближайшем будущем планируется локализовать сборку электромобилей на одной из площадок в городе Харбин. Об этом говорится в официальном заявлении пресс-службы РФПИ. Точные сроки пока не определены.
«Локализация производства электромобиля «Атом» в Китае поддерживает выход российской компании на глобальный уровень, что для фонда как инвестора проекта является одним из ключевых приоритетов. Партнерство с XY Group также откроет дополнительные технологические возможности для проекта и в перспективе даст «Атому» доступ к крупнейшему мировому автомобильному рынку», - сообщил гендиректор Фонда Кирилл Дмитриев. Этому предшествовала встреча исполнительного президента «Сюань Юань» Сюэ Хайлуна с представителями «Росатома» и РФПИ, состоявшаяся 2 июля.
Таким образом, проект всё дальше и дальше отдаляется от «корней». Буквально в конце июня стало известно о том, что из российского в «Атоме» останется только платформа и операционная система. Теперь – новость о полном или частичном переносе производства в Китай. Что из этого следует?
«Похоже, не всё удается сделать в России, несмотря на мощные производственные площадки, которые созданы на заводе «Москвич», где и предполагается собирать «Атом», не так ли? Что до Китая, то это можно прочитать по-разному. Например, «наш автомобиль будут производить в КНР, это успех!». На самом же деле, вопрос, конечно, в нехватке отечественных комплектующих», - говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Мечты маркетологов и реалии китайского рынка
По мнению главного редактора Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максима Ракитина, дело не только в недостатке отечественных компонентов: «У создателей «Атома» есть идея выйти на международные рынки, а для того, чтобы не оставлять российского следа, машину будут производить в КНР – никаких шильдиков “made in Russia”!». Эксперт также напоминает, что авторы проекта никогда не скрывали его международной сути. «У них есть R&D центр в Китае, в Эмиратах. То есть, изначально вся история с «Атомом» задумывалась как история коллаборации», - говорит Ракитин.
Но есть ли у этой «коллаборации» шанс закрепиться где-то помимо России и выйти на хорошие цифры продаж? Да и в России, к слову, тоже? «У нас перспективы этого электромобиля очень туманные: зачем делать какой-то «Атом», если есть другие, готовые электромобили? Очень рискованная история, и в России массово развиваться она вряд ли будет», - считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
«Если «Атом» будет собираться в Китае, это, конечно, обидно. Кроме того, непонятно, что будет с его поставками в Россию – уже и так понятно, что автомобиль получается очень-очень дорогой», - дополняет коллегу Максим Ракитин. Шансы на успех проекта за рубежом кажутся ему еще более сомнительными.
«На рынке нет недостатка в хороших электромобилях, к тому же, выбирая такую машину, люди часто покупают колесики с моторчиком, чтобы добраться из пункта «А» в пункт «Б». А здесь и над дизайном поработали, и еще не выпущенному автомобилю назначили рестайлинг, делая красивую игрушку, нишевый продукт. Но цена. Слишком дорого. Поэтому на громкий успех «Атома» ни на нашем рынке, ни на каком-либо другом я бы не рассчитывал», - говорит главный редактор Quto.ru.
«Ё-мобиль» номер два?
Александр Фролов считает ошибкой не только ставку на «заграницу», но и всю историю развития данного проекта. «Смотрите, как это выглядит со стороны. Некие люди предлагают чисто российскую разработку, на острие прогресса. Говорят, что нечто подобное производили только в Европе и США, а теперь оно появится и у нас! Рассказали о цене, набрали предзаказы – и только после этого пошли искать производителей комплектующих. Естественно, оказалось, что на территории России их нет. Или не договорились по цене. Значит, надо идти в Китай».
А самому Китаю в реальности это совершенно не нужно, считает Фролов. Рынок КНР и без того перенасыщен, желающих покупать «электрички» оказалось намного меньше, чем желающих их продавать, а похожих стартапов насчитываются сотни.
Впрочем, китайский сценарий может быть разыгран еще по нескольким причинам, и «международные рынки» тут ни при чем.
«Скорее всего, мы увидим картину такую же, какая была с «обычными» автомобилями: берется китайская модель, приклеивается другой шильдик, и получается российская машина. Возможно, «Атом» придет именно к этому, и со временем проект будет полностью переформатирован, - прогнозирует Игорь Юшков. – Но может получиться и по-другому. Заявлено, что «Атом» уходит из России, и производить его будут в КНР, а на самом деле он окончательно загнется, как когда-то было с «Ё-мобилем».
Учитывая то, как буксует проект, с какими сложностями на своем пути он сталкивается, и как его бросает из стороны в сторону, такой исход кажется вероятным.
СПРАВКА MASHNEWS
XY Group была создана в 1995 году. Число сотрудников на данный момент насчитывает более 1000, офисы находятся в США, странах Европы, Центральной Азии и Ближнего Востока.
«Сюань Юань» работает в разных сферах. Это промышленное строительство (заводы по производству мелованного картона и ДСП в Беларуси, кирпичный завод в Таджикистане) и энергетика (проект Харбинской теплоэлектростанции, работающей на сжигании мусора и угля), это импорт и экспорт медицинского оборудования, железнодорожной продукции, а также разработка систем безопасности.