Архангельский добытчик алмазов потерял в Европе $35 млн
Бельгийская «дочка» архангельского
«АГД Даймондс» задолжала ему почти $35 млн за необработанные природные алмазы, Mashnews узнал, при чем тут ВТБ.

Деньги не ждите, надейтесь на Euroclear
За экспорт из России необработанных природных алмазов трейдер Grib Diamonds NV по состоянию на осень 2023 года остался должен АО «АГД Даймондс» более 12 млн долларов. С тех пор набежала двукратная неустойка - общая задолженность бельгийской «дочки», установленная судебным решением 12 февраля, превысила 34,6 млн долларов.
Grib Diamonds NV проявила процессуальную безучастность: отзывы и возражения на иск не представила. Теперь самый актуальный вопрос – реалистичность взыскания суммы.
«Получить положительное решение суда - не значит получить деньги. Между Российской Федерацией и Королевством Бельгия нет соответствующего международного договора. Думаю, истцу будет сложно что-то сделать в рамках данного решения, но впоследствии можно инициировать банкротство иностранной компании, которое рассмотрит российский суд. Оптимально, если у ответчика найдутся в России активы, с которых удастся истребовать долг», - отмечает управляющий партнер юридической компании N.A. Legal Никита Антипенко.
Партнер международной юридической фирмы White Stone Роман Лобанов полагает, что у АО «АГД Даймондс» есть шансы исполнить решение суда в Бельгии на основании принципа взаимности, который позволяет суду одной страны признавать решения судов другой, если последняя признает решения первой. В данном контексте можно рассмотреть недавнее решение российского арбитражного суда, который отказался признать банкротом бельгийский депозитарий Euroclear. Более того, эту позицию поддержал Центральный банк РФ, что придает решению дополнительный вес.
«Прецедент можно использовать как аргумент для бельгийского суда, указывая на то, что российское правосудие демонстрирует уважение к другой юрисдикции, и, соответственно, Бельгия может применить аналогичный подход. Если удастся доказать принцип взаимности, истец получит дополнительный правовой инструмент для признания и исполнения решения российского суда на территории Бельгии», - говорит Роман Лобанов.
СПРАВКА MASHNEWS
- АО «АГД Даймондс» (бывшее АО «Архангельскгеолдобыча») ведет свою историю с 1931 года. Занимается разработкой алмазоносного месторождения им. В. Гриба в Архангельской области. Последний раз финансовая отчетность публиковалась за 2022 год. Тогда выручка компании составила 18 млрд рублей, чистая прибыль – 8,1 млрд рублей.
Дела «семейные»
Отношения АО «АГД Даймондс» с Grib Diamonds NV складывались на протяжении почти десяти лет. Добывающая компания поставляла в Бельгию необработанные алмазы, а продавец организовывал в Антверпене и на Ближнем Востоке оптовые аукционы. Драгоценные камни хорошо расходились, доля в российском экспорте достигала 10 процентов и, например, в 2021 году продажи превысили 300 млн евро.
Grib фактически позволил России продолжать поставлять алмазы по всему миру после начала СВО. Хотя США ввели санкции против крупнейшего российского игрока – госкомпании «Алроса» - они не стали вносить в санкционные списки Grib. Поэтому проблем с расчетами не было до поры до времени, но в 2023 году «АГД Даймондс» и ее европейский трейдер все-таки оказались в стоп-листе.
Как сообщало The Brussels Times, после ввода в действие санкционных ограничений Минфина США против материнской и дочерней компаний в сентябре 2023 года директора Grib Diamonds NV ушли в отставку. Антверпенский арбитраж назначил эксперта по реструктуризации, чтобы рассчитаться с сотрудниками и кредиторами фирмы, но ее будущее было туманно. Власти намеревались выяснить конечных бенефициаров компании, с тех пор о дальнейшей судьбе «дочки» архангельского АО «АГД Даймондс» в публичном пространстве не слышно. Сайт Grib Diamonds NV не работает.
Эксперты признают, что надежды на возврат долга выросли бы, если бы была возможность нанять местных юристов, знакомых с тонкостями бельгийского судопроизводства. Но, согласно санкциям ЕС, европейским юристам запрещено оказывать услуги российским компаниям, находящимся в санкционных списках. «АГД Даймондс» попала в SDN List в сентябре 2023 года, что значительно ограничивает ее возможности в поиске юридической поддержки.
При чем здесь ВТБ
Казалось бы, в этой истории все предельно ясно: долг есть, взыскать его сложно, и нужно с этим дальше как-то жить. Но в ряде источников ранее появлялась информация о том, что в августе 2023 года, прямо перед введением санкций, Grib Diamonds NV была продана за номинальные 98 000 евро другой российской организации. Бельгийское казначейство считало, что алмазный трейдер перешел под контроль ВТБ, и этот факт как будто усилил санкционное давление на компанию.
Не очень понятно, о каком ВТБ речь: о российском банке или о его дочерней структуре VTB Bank Europe. Вокруг обоих санкционные разнонаправленные вихри закрутились еще весной 2022 года. Головной ВТБ отстранили от управления его европейскими активами, а сам VTB Bank Europe (сейчас это OWH SE) уведомил материнскую организацию о том, что у нее нет на него прав.
Вряд ли полтора года спустя, в августе 2023-го, находящийся под санкциями «большой» ВТБ смог бы зарегистрировать права на Grib Diamonds NV в Европе. Но у версии о фактическом переходе контроля над Grib Diamonds NV к ВТБ, которую выдвигали бельгийские власти, есть право на существование, как имеется и возможное рациональное объяснение.
«АГД Даймондс» – единственный в России независимый от «Алросы» добытчик алмазов – едва не стал банкротом по заявлению ВТБ, поданному в арбитраж еще в августе 2021 года. Банкротства из-за солидарного долга более 1 млрд долларов по кредиту перед ВТБ удалось избежать в результате мирового соглашения, заключенного в конце 2024-го.
Задолженность в сумме 89,1 млрд рублей должна быть погашена к 2033 году по утвержденному графику. А пока 100% акций «АГД Даймондс» останутся в залоге у банка. Актуальную стоимость компании оценить сложно, но она однозначно больше суммы долга. Примечательно, что кредитор обещал списать свыше 12 млрд рублей по процентам, если обновленный порядок исполнения обязательств будет соблюден.
Если имеет место факт контроля ВТБ над сбытовой компанией Grib Diamonds NV, то у банка в распоряжении по сути фискальные инструменты на потоках товара и капитала, то есть более чем достаточные гарантии возврата своих средств. А долг трейдера перед АО «АГД Даймондс», составляющий по текущему курсу доллара больше 3 млрд рублей на этом фоне выглядит не таким уж и крупным.
Генеральный директор АО «АГД Даймондс» Михаил Баков не ответил на вопрос Mashnews о деле против Grib Diamonds NV. Редакционный запрос, направленный в ВТБ, пока также остался без ответа.