06 ноября 2024 10:11
читать 16 минут

«Арктик СПГ 2» встал. И вряд ли скоро заработает

НОВАТЭК молчит, а эксперты прогнозируют завоевание азиатских рынков. Но это будет дорого стоить и подойдёт тем, кто рискнет торговать под санкциями.

Объемы экспорта российского сжиженного газа в октябре вышли на максимум за год, а с начала 2024-го выросли почти на 5%. В то же время подсанкционный проект НОВАТЭКа «Арктик СПГ 2» в конце месяца приостановил производство из-за трудностей со сбытом.

Дисконты не помогают

Российский завод по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ 2» остановил выпуск продукции из-за высоких запасов и проблем со сбытом. Об этом сообщил Bloomberg 25 октября. Издание пишет, что восемь партий СПГ, отгруженные с августа, так и не дошли до покупателя. Фактически, с нового производства, запущенного в конце прошлого года, до сих пор не удалось поставить ни одной партии продукции. 

В чем именно причина, точно не известно, НОВАТЭК не комментирует ситуацию. Эксперты считают, что дело не в цене – компания наверняка готова предложить привлекательные дисконты, лишь бы разгрузить суда. Вероятно, ей просто не удается найти покупателя, готового взять на себя санкционные риски.

«Более 600 тыс. тонн газа, произведенного на «Арктик СПГ 2», до сих пор не удается продать, и, скорее всего, в этом году не удастся, - говорит вице-президент научно-экспертного совета Национальной Ассоциации СПГ, член экспертного совета Российского газового общества Александр Климентьев. – Продолжение работы завода будет зависеть от того, найдет ли НОВАТЭК покупателей. Процесс идет сложно, и даже те серьезные дисконты, которые озвучивались на рынке, не работают – страх перед санкциями сильнее соблазна получить газ по низкой цене».

Президент Национальной ассоциации СПГ Павел Сарафанников надеется, что «Арктик СПГ 2» возобновит работу «в самое ближайшее время» - как только решит вопрос со сбытом.

«Одна из самых сложных задач – логистика. Дефицит собственного флота ледового класса не дает возможности поставлять необходимый объем даже при наличии покупателей в дружественных странах. Из-за санкций мы вынуждены осуществлять отгрузки в режиме «тишины». В ближайшее время этот вопрос необходимо решить, в том числе за счет использования дополнительного «теневого» флота и выстраивания взаимодействия с другими иностранными компаниями», - поясняет руководитель ассоциации.

 

Растущий экспорт теряет на падающих ценах

Другие российские СПГ-заводы работают в обычном режиме. В этом году наблюдается прирост производства по всем предприятиям. Во многом это связано с низкой базой первой половины 2023 года, когда были затяжные ремонты на двух крупнейших заводах «Ямал СПГ» и «Сахалин-2».

«Европа по «теневым» схемам продолжает наращивать покупку российского СПГ – например, в Испании около 19% общего потребления приходится на наш газ. Экспорт российского СПГ в октябре оказался самым высоким в текущем году — 2,98 млн тонн, что более чем на 2% выше, чем годом ранее», - отмечает Павел Сарафанников.

В то же время цены на рынке СПГ снижаются – падение составляет от 15% до 25% к прошлому году, в зависимости от страны. «Поэтому в стоимостном выражении российский экспорт по итогам года, вероятно, будет ниже, чем в 2023-м, несмотря на увеличение объема поставок. Соответственно, и выручка компаний немного сократится», - прогнозирует директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

По данным Национальной ассоциации СПГ, в прошлом году Россия отгрузила за рубеж 33 млн тонн сжиженного природного газа, и более чем две трети этого объема обеспечила компания НОВАТЭК. Международные аналитики озвучивают более скромную цифру – 31 млн тонн. По итогам года ожидается прирост производства по сравнению с 2023-м, но большим он не будет – около 2,5-3 млн тонн, считает Алексей Белогорьев.

«Предполагалось, что производство СПГ в России увеличится на 6-7 млн тонн. Так было бы, если бы «Арктик СПГ 2» вел отгрузки в нормальном режиме, с января-февраля, как планировалось, но он начал только в сентябре, и то в очень ограниченном объеме. Непонятно, что будет дальше, потому что летняя навигация по Северному морскому пути практически закончилась, и скоро использовать обычные газовозы будет уже нельзя. Для транспортировки потребуются танкеры ледового класса, которых у «Арктик СПГ 2» по-прежнему нет», - подчеркивает эксперт.

 

До собственных технологий – «как до звезды»

Общее мировое производство СПГ составляет около 400 млн тонн, и его обслуживает всего 770 газовозов. Строительство одного судна занимает около пяти лет, и сегодня все иностранные верфи перегружены заказами. 80% газовозов в мире производит Южная Корея, остальные  - Китай. В России действует единственная судоверфь «Звезда», которая взяла на себя большое количество заказов, в том числе по строительству 15 танкеров ледового класса для «Арктик СПГ 2». Пока в работе находится три газовоза, которые должны, по новым данным, быть сданы в 2025 году, два из них – в первом квартале. Но будут они поставлены или нет – вопрос сложный.

Российская «Звезда» основана на импортных технологиях, прежде всего – мирового лидера, французской инжиниринговой компании GTT. Но та перестала сотрудничать с РФ в 2023 году, успев завершить проекты только первых двух судов. Остальные 12 танкеров еще даже не заложены – у «Звезды» нет готовых технологий.

«Сейчас НОВАТЭК и Газпром прилагают огромные усилия для создания собственных технологий, задействованы многие научные институты, чтобы как можно скорее заместить импортное производство танкеров для СПГ, но потребуются годы. Это сложное наукоемкое производство, требующее кооперации множества отраслей. И когда мы сможем получить объем судов, который давно заказан, – большой вопрос», - говорит директор по исследованиям Института энергетики и финансов.

С коллегой согласен Александр Климентьев, который тоже считает, что создание отечественного флота для СПГ – очень долгая история.

«Ключевые технологические решения по газовозам отсутствуют – нет систем хранения, нет двигателей, и вряд ли кто-то в мире будет помогать нам в их разработке. Поэтому даже достройка существующих танкеров представляет большую сложность, а на создание новых судов в ближайшие 7-10 лет можно точно не рассчитывать», - заявляет вице-президент научно-экспертного совета Национальной Ассоциации СПГ.

 

Быстро создать «теневой» флот не удастся

России неоткуда импортировать газовозы – южнокорейские верфи отказались от сотрудничества, по крайней мере, в текущих условиях, а китайские компании, во-первых, перегружены заказами на ближайшие несколько лет, а во-вторых, просто не имеют достаточных технологических компетенций.

По словам Павла Сарафанникова, сегодня в перевозке российского СПГ участвует около 30 судов, и большинство из них находятся во владении и управлении зарубежных компаний, в том числе из недружественных стран, например, Японии. А поскольку рынок газовозов узкий, быстро создать «теневой» флот, как для нефти, не получится.  Новые танкеры строятся, в основном, под конкретные заводы, и лишние суда найти нелегко.

С танкерами арктического класса ситуация особенно сложная – их строят только для России, потому что нигде в мире таких сложных ледовых условий транспортировки СПГ больше нет, напоминает Алексей Белогорьев. Поэтому проблема обеспечения российского рынка таким флотом сохранится надолго – до 2030 года уж точно.

 

Что будет, если Европа откажется от российского СПГ

Многие эксперты уверены, что проблемы отечественных производителей продолжат усугубляться. Велик риск, что Европа введет эмбарго на российский СПГ. Такая возможность обсуждается в ЕС перед принятием каждого нового пакета санкций.

«Пока предложение СПГ в Европе и без того сжимается, поэтому такие инициативы блокируются. Однако все меняется, и с точки зрения общего баланса на рынке СПГ в 2026 году ЕС вполне может позволить себе ввести хотя бы частичный запрет. А 50% российского СПГ по-прежнему поставляется в ЕС. Если не брать в расчет «Сахалин-2», продукция которого идет только в северо-восточную Азию, зависимость остальных российских заводов от европейского рынка сбыта – 75%. Это экономически оправдано, потому что там большой спрос, хорошая цена, и главное – транспортное плечо самое короткое», - поясняет Алексей Белогорьев.

Если обсуждаемый запрет будет принят, это скажется, в первую очередь, на заводах НОВАТЭКа «Ямал СПГ» и «Криогаз-Высоцк», чей продукт традиционно рассчитан на рынок ЕС. Издержки компаний неизбежно вырастут, и, вероятно, отгрузки временно снизятся, считает Александр Климентьев.

По его мнению, от введения европейского эмбарго больше пострадает Россия, нежели Европа. Если ЕС решит отказаться от российского газа – он сможет без него обойтись и довольно быстро выйти на новых поставщиков. А вот Россия потеряет важный рынок.

 

Спасение Азией обойдется дорого

Павел Сарафанников уверен, что в случае эмбарго РФ сможет перенаправить все «выпавшие» объемы на азиатский рынок – он имеет высокий потенциал роста потребления энергии. Хорошие перспективы открываются в Индии.

«Именно на эти направления следует делать ставку при разработке концепции новых заводов СПГ. Нужно более активно осваивать Северный морской путь, арктические регионы, всю портовую часть Владивостока и Сахалина, и формировать там полноценные СПГ-хабы», - говорит руководитель Национальной ассоциации СПГ.

Однако, даже если будет быстро найден спрос в Азии, что в принципе не гарантированно, возникнет вопрос с транспортировкой грузов, средний срок которой увеличится в три раза.      

«Если из Карского моря в северо-западную Европу танкер идет условно 10 дней, то в Индию он будет идти 30. Оборачиваемость судов резко снизится, а значит понадобится примерно в два с половиной – в три раза больше танкеров, которых уже сейчас не хватает. Ситуация с дефицитом газовозов резко обострится, и пока неочевидно, что российские компании к этому готовы», - подчеркивает Алексей Белогорьев.

 

Есть ли развитие в условиях санкционной войны

Помешает ли эта ситуация России нарастить долю на мировом рынке СПГ с нынешних 7% до 20-30%, как декларирует Минэнерго? По словам Белогорьева, пока речи о сокращении поставок не идет: ожидается, что спрос как-то будет найден – прежде всего, за счет дисконтов (по примеру нефти и нефтепродуктов). Да, возрастут транспортные издержки, поставки станут менее рентабельными, но все равно они продолжатся.

Основной вопрос касается новых заводов. «Строящуюся сегодня вторую очередь «Арктик СПГ» могут ввести в эксплуатацию в 2025 году, хотя пока не очень понятно, зачем, если не на чем СПГ вывозить. Что касается третьей очереди завода – совершенно неясно, что с ней будет, потому что часть оборудования для нее не успели поставить, реализовывать эту очередь на Обской губе в условиях долгосрочного дефицита судов ледового класса тоже нет смысла», - говорит директор по исследованиям Института энергетики и финансов.

Очевидно, что санкции в отношении российских проектов могут затянуться на неопределенный срок, поэтому сегодня нужно выстраивать новую реальность на мировом рынке СПГ, где будет возможна и востребована торговля подсанкционным газом, чего раньше никогда не было, добавляет Алексей Белогорьев.

К тому же надо учитывать, что уже в 2026 году и далее рынок столкнется с профицитом СПГ, когда предложение превысит спрос.

«Это значит, что новые российские заводы будут вводиться в условиях более жесткой конкуренции, и у потребителей будет возможность выбирать. И что они предпочтут – подсанкционный российский СПГ или новый американский и катарский газ – зависит от двух факторов.  Первый – насколько жестко США будут готовы давить на покупателей в плане вторичных санкций (а американцы кровно заинтересованы в выдавливании с рынка российского СПГ, чтобы освободить дорогу собственным заводам!).  Второй фактор – на какой дисконт будут готовы пойти наши поставщики, чтобы российский СПГ в таких условиях был конкурентоспособен», - резюмирует Алексей Белогорьев.

Виктория Беллер для Mashnews

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!