Амурский судозавод добился гарантийного ремонта оборудования парома «Александр Деев»
На сданном в 2023 году грузо-пассажирском пароме «Александр Деев», связывающем Сахалин с материком, проведут ремонт компрессора и вентиляторов. Поломки произошли через четыре месяца после начала эксплуатации.

Поставщик компрессоров и вентиляторов московское НПО «ХС Машиностроение» должно провести гарантийный ремонт или замену минимум четырех вентиляторов и компрессора. Такое решение 19 декабря вынес Арбитражный суд Хабаровского края, иск подал Амурский судостроительный завод (АСЗ), где в 2023 году и был построен паром.
Заказчик «Александра Деева» - Государственная транспортная лизинговой компании (ГТЛК), цена составила 4,9 млрд рублей. 31 мая 2023 года, как ранее сообщал Mashnews, паром передали заказчику.
В конце августа 2023 года судно начал эксплуатировать арендатор — компания «Сахалинский пассажирский флот». Уже 11 сентября 2023 года капитан судна и главных механик составили первый рекламационный акт — не запускался компрессор. 19 сентября разрушилась крылатка одного из вентиляторов. 20 сентября при попытке запуска вентилятора №18 стало срабатывать тепловое рыле и включаться сигнализация. В октябре разрушились крылатки еще трех вентиляторов.
«Сахалинский пассажирский флот» уведомил обо всех этих поломках ГТЛК, та в свою очередь обратилась на Амурский судостроительный завод, который был головным исполнителем проекта. 30 октября 2023 года завод вызвал поставщика на Сахалин. НПО «ХС Машиностроение» провело ремонт, но уже в мае 2024 года АСЗ вновь пригласил представителей поставщика. Цель визита - ознакомиться с новыми поломками на «Александре Дееве». Но в НПО «ХС Машиностроение» посчитали, что оборудование выходит из строя из-за ненадлежащей эксплуатации, так что поставщик отказался от выполнения гарантийного ремонта, а АСЗ подал иск.
В суде изучили документацию и выяснили, что гарантия на оборудование составляет один год. Начало гарантии — с момента передачи заказчику, то есть, с лета 2023 года. Недостатки в оборудовании были выявлены почти сразу. НПО «ХС Машиностроение», как поставщик, несет ответственность за продукцию, которую поставил.
На судебных заседаниях представители «ХС Машиностроения» заявили, что информации о выявленных недостатках мало, но ходатайство о проведении экспертизы не заявили.
Если решение Арбитражного суда Хабаровского края не будет обжаловало в течение месяца, «ХС Машиностроение» обязано провести ремонт или замену оборудования по шести рекламационным актам. За каждый день просрочки поставщику будет начисляться неустойка в размере 10 тысяч рублей.
Стоит отметить, что зимой 2024 года «Александр Деев» месяц находился на ремонте, «Сахалинский пассажирский флот» назвал эту работу «устранением критически важных недочетов». В марте 2024 года на пароме после выхода из порта Ванино в тяжелой ледовой обстановке обнаружилась неисправность рулевого устройства. Паром отбуксировали обратно в порт, ремонт длился две недели. С 26 июля по 21 ноября «Александр Деев» находился на плановом техобслуживании.
На новый паром в «Сахалинском пассажирском флоте» возлагали большие надежды. У компании всего три судна - «Павел Леонов» и «Александр Невельский» курсируют между Сахалином, Кунаширом и Итурупом, а «Александр Деев» связывает поселок Ванино в Хабаровском крае с городом Холмск на Сахалине. Паром — это основной способ перевезти грузы и автомобили на Сахалин с «большой земли», поэтому внимание к направлению повышенное - как со стороны местных жителей, так и властей.
Помимо «Александра Деева» рейсы между Холмском и Ванино осуществляют три парома серии «Сахалин», принадлежащие Сахалинскому морскому пароходству. Эти паромы часто встают на ремонт, к тому же у них разный функционал. Например, «Сахалин-10» предназначен только для перевозки грузов.
В октябре 2024 года «Сахалинский пассажирский флот» подал иск к ГТЛК и АСЗ на 198 млн рублей. Третьей стороной по делу конструкторское бюро «Вымпел», разработчик проекта паромов CNF11CPD, головным судном которого стал «Александр Деев». Ближайшее заседание намечено на 4 марта 2025 года.
СПРАВКА MASHNEWS
Паром «Александр Деев» - головное судно проекта CNF11CPD, второй корабль проекта «Василий Ощепков» планируется достроить в 2025 году. Паромы CNF11CPD могут перевозить до 200 пассажиров, 39 грузовиков, 108 легковых автомобилей, 32 железнодорожных вагона. Суда проекта относятся к ледовому классу ARC5 и могут преодолевать льды толщиной до 1 м, сохраняя скорость 3 узла.