25 марта 2024 09:31
читать 11 минут

Амурский судостроительный завод потребовал срочно произвести кондиционеры к корветам «Грозный» и «Бравый»

Амурский судостроительный завод (АСЗ)обязал производителя судового оборудования «Мовен НН» передать ему в третьем квартале 2024 года 27 автономных напорных кондиционеров к двум корветам проекта 20380 «Грозный» и «Бравый». Подрядчик к таким темпам производства не готов, но заказчик настоял на ускоренной поставке — сдача корветов и так рискует затянуться. Есть ли шанс у дальневосточных судостроителей оборудовать корветы в срок, выяснял Mashnews.


Кондиционеры за 403 миллиона

Вентиляционное оборудование для двух корветов, которые строит Амурский судостроительный завод (АСЗ), должно быть поставлено еще в 2022 году, но помешали санкции. АСЗ в июне 2023 год обратился в суд с требованием обязать подрядчика выполнить контракт в течение 30 календарных дней с момента вступления в силу решения суда.

Арбитражный суд Хабаровского края 15 марта вынес решение, дав производителю кондиционеров - компании «Мовен НН» из Нижнего Новгорода - больше времени, оборудование должно быть поставлено в третьем квартале этого года.

Решение не вступило в законную силу - у «Мовен НН» есть месяц на обжалование.

Нюанс в том, что взять кондиционеры, которые «Мовен НН» должен поставить для корветов, производителю, судя по всему, пока не откуда. Изначально, когда в январе 2022 года «Мовен НН» заключал договор с АСЗ, предполагалось, что компания будет использовать импортные комплектующие, и из них к ноябрю 2022 года изготовит кондиционеры и конденсаторы.

Стоимость контракта на оборудование для двух корветов - 403 млн рублей. Из них «Мовен НН» получил 100 млн рублей. Переговоры о поставках велись с европейскими и американскими производителями Honeywell, Danfoss, Schneider Electric, Weidmuller, Wago, Bitzer. Но компании ушли из России.

«Мовен НН» искал альтернативных поставщиков, пробовал найти продукцию через параллельный импорт, обращался в Минпромторг.

В итоге часть комплектующих, которые не удалось найти, «Мовен НН» решил заместить своими силами. В частности, предприятие освоило выпуск кожухотрубных конденсаторов в морском исполнении с тепловой нагрузкой 20 и 40 кВт. На то, чтобы подготовить документацию, выпустить опытные образцы продукции, провести испытания потребовался год. В итоге только к началу октября 2023 года «Мовен НН» смог утвердить акт квалификационных испытаний для конденсаторов  КТР-20 и КТР-40.

Для производства кондиционеров «Мовен НН» не хватает муфт, амортизаторов, насосов, контроллеров и еще двух десятков наименований оборудования. Договоренности о поставках есть, комплектующие должны поступить во втором квартале 2024 года. На судебном заседании «Мовен НН» просил отсрочить сдачу до 25 декабря 2024 года.

Но суд этой просьбе не внял, учтя довод АСЗ — с 2006 по 2023 годы на заводе построено четыре корабля проекта 20380, значит о всех проблемах с оборудованием подрядчик знал заранее, поскольку корабли — серийные.

Тем временем, есть основания полагать, что сроки передачи корветов флоту сдвинулась. Так, изначально предполагалось, что в состав ВМФ корвет «Грозный» будет принят в состав ВМФ 2024 году, а «Бравый» - в 2025-м. Однако уже в конце 2022 года «Известия» сообщили — корвет «Бравый» планируется передать флоту в 2026-м году.

Ни АСЗ, ни Объединенная судостроительная корпорация о корректировке сроков сдачи корвета официально не сообщали.

 

Замещение с согласованием

История, в которую попал «Мовен НН», желающий в рамках заключенного до санкций договора успеть импортозаместить часть оборудования, в некотором роде уникальна.

«По нашим оценкам, ситуаций, когда предприятие в связи невозможностью закупить оборудование открывает собственное производство, очень немного. В большинстве случаев идет поиск китайских аналогов. Сейчас в Китае достаточно много сертифицированного Морским Регистром оборудования. Шанхайский филиал Российского морского регистра судоходства ведет активную работу по сертификации морского судового оборудования», - рассказал Mashnews заместитель генерального директора ЦНИИ Морского флота Александр Буянов.

Между тем, как отметил эксперт, просто так взять и заместить оборудование или предложить несогласованную альтернативу нельзя.

«Существует такое понятие как «мейкерс-лист» - список судового оборудования в проекте. Есть согласованные и альтернативные поставщики. Обычно проектант указывает несколько производителей. Но условия судостроительного контракта могут быть достаточно жесткие в части установки определенных типов оборудования. Замена оборудования может повлечь достаточно серьезное изменение проектной и рабочей документации. Новое оборудование может не соответствовать по размерам или весу, а в худшем случае и по своим эксплуатационным качествам. В любом случае в российской практике судостроения замена оборудования в обязательном порядке согласовывается с заказчиком и требует внесения изменений в проектную документацию», - отметил Александр Буянов.

Чтобы заместить какой-либо вид оборудования, необходимо вначале вывести его на рынок. А процесс это небыстрый.

«Разработка технической документации на новое оборудование, создание опытных образцов и их тестирование требует значительных затрат времени – от 1 до 3 лет, в зависимости от уровня сложности оборудования. Некоторые проекты в этой сфере не доходят вовремя до завершения из-за возникших проблем. Кризисные явления последних лет вынуждают компании замораживать строительство и откладывать реализацию инвестпрограмм. Поэтому сроки от разработки нового оборудования до запуска серийного производства могут быть довольно длительными», - сообщили Mashnews в консалтинговой группе «Деловой профиль».

 

Меж двух огней

«Фактически эта история ставит предприятие-изготовителя кондиционеров в такое положение, при котором ему на уровне акта судебного органа приписывается совершить невозможное - ускорить собственное производство таким образом, чтобы изготовить большее количество продукции, чем способно предприятие. Или – как вариант - понести убытки по другим контрактам, заказчики по которым не обратились в суд, а это неизбежно случится, если подвинуть другие заказы и выполнять исключительно контракт Амурского судостроительного завода. У «Мовен НН» есть и другой выход - за свой счет увеличить собственные производственные площади. Однако компенсировать эти затраты никто не возьмется», - прокомментировала Mashnews ситуацию руководитель правового департамента военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Марина Ведмук.

Амурский судостроительный завод оказался заложником ситуации, поскольку у предприятия есть контракт с Минобороны, и если сроки сдачи корветов будут сорваны, то у военного ведомства возникнут основания обратиться в суд с иском к заводу о взыскании неустойки.

«Завод сможет сослаться на проблемы с конкретным поставщиком, но если ответственность поставщика и завода перед заказчиком не совместная (солидарная или субсидиарная), что бывает крайне редко, то завод должен отвечать перед заказчиком и уже дальше поставщик будет отвечать перед заводом», - обрисовал Mashnews перспективы АСЗ в случае срыва срока сдачи корветов управляющий партнер адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» Кирилл Маслов.

АСЗ подал в суд, чтобы показать: «им предприняты все необходимые действия для исполнения требований государственных контрактов к поставщику. Обращения с подобными исками в суд, безусловно, будет считаться доказательством того, что Амурский судостроительный завод предпринял все необходимые меры для обеспечения исполнения своими подрядчиками обязательства в срок», - считает Марина Ведмук.

Кондиционеры от «Мовен НН» - не единственное оборудование, которое до сих пор не может поступить на корветы. Например, АСЗ также судится с таганрогским заводом «Прибой» о поставке аппаратной части гидроакустических систем «Заря-2», которые судостроители ждали еще в ноябре 2022 года.

Для поставщиков сам факт судебных разбирательств с требованием поставить оборудование  — тревожный звонок, если срыв сроков сдачи судов все же случится, убытки регрессом могут взыскивать и с них.

Mashnews направил запросы в «Мовен НН» и Амурский судостроительный завод.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Корветы проекта 20380 «Стерегущий» - это многоцелевые боевые корабли ближней морской зоны, головной корвет проекта построен на Северной верфи и передан ВМФ в 2008 году. Всего в составе флота 9 корветов, два достраиваются на АСЗ, еще один - «Строгий» - на Северной верфи.
  • Корветы оснащены противокорабельным ракетным комплексом «Уран», ЗРК «Редут», 330-мм торпедами «Пакет-НК» (2*4, 8 торпед), 100-мм артиллерийской установкой АК-190, крупнокалиберными пулеметными и гранатометными установками. Авиагруппа — вертолет Ка-27ПЛ.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент