03 октября 2025 12:41
читать 9 минут

«Алмаз» должен вернуть дочернему предприятию хорватской компании стопоры якорных цепей

Судостроительной фирме «Алмаз» придется вернуть российской «дочке» хорватского производителя палубного оборудования Adria Winch стопоры якорных цепей для уникального плавучего крана.

В татарстанской компании «Адриа Винч Зеленодольск», очевидно, рассчитывали на другой финал спора с петербургским АО «Судостроительная фирма “Алмаз”», пишет «Деловой Петербург».

Тяжба длилась почти полтора года, на протяжении которых «Адриа Винч» боролась за неотработанные 21,9 млн рублей аванса, полученные от «Алмаза» в 2023 году. Но в середине августа 2025–го арбитраж обязал татарстанского поставщика полностью возвратить «Алмазу» аванс, а тот должен вернуть поставленное оборудование. Выданный судом исполнительный лист датируется 23 сентября.

Контракт о поставке якорно–швартового оборудования хорватской Adria Winch стороны подписали в феврале 2021 года. Зеленодольская «Адриа Винч» должна была поставить «Алмазу» комплекты для пяти самоходных плавучих кранов, которые петербургская верфь строит до сих пор. Это новейшие суда, которые не имеют аналогов в России. Помимо работ с обычными грузами они могут использоваться для погрузки оружия на надводные корабли и подводные лодки, а также для перевозки грузов на верхней палубе.

«Алмаз» заказал «Адриа Винч» якорно–швартовые комплекты в рамках гособоронзаказа.

Предметом данного спора стала поставка для второго судна из контракта между «Алмазом» и «Адриа Винч» плавучего крана «СПК–62150», переданного Минобороны в этом году — в августе судно вошло в состав Северного флота.

«Адриа Винч» поставил для «СПК–62150» цепные клюзы для якорно–швартовных лебедок и стопоры цепи — всего на 3,8 млн рублей. Представители «Адриа Винч» пытались доказать «возможность применения частично поставленного оборудования», но суд постановил, что «на момент разрешения спора сроки поставки товара истекли, оборудование в полной комплектации ответчиком не поставлено, в связи с чем покупатель вправе отказаться от некомплектного товара и потребовать возврата предоплаты».

«В связи с невыполнением ответчиком… договорных обязательств… государственным заказчиком… было принято решение об изменении комплектации самоходного судна и поставляемое ответчиком оборудование исключено из комплектации плавучего крана. С целью завершения строительства… между истцом и ООО “Выборгский машиностроительный завод” был заключен договор поставки якорно–швартовых лебедок (брашпилей)», — написано в мотивированной части опубликованного в середине августа постановления. Суд пришел к выводу, что возможность применения оборудования, поставленного «Адриа Винч», исключена.

ООО «Адриа Винч Зеленодольск» зарегистрировано в 2016 году в Зеленодольске (Республика Татарстан). У компании два собственника: 51% долей принадлежат ООО «Ак Барс Экспорт», 49% у ООО «Адриа Винч в Москве». Первое входит в татарстанскую Судостроительную корпорацию «Ак Барс», второе — 100%–ная «дочка» хорватской Adria Winch d.o.o., крупного производителя палубного оборудования. Выручка «Адриа Винч Зеленодольск» в 2024 году составила, по данным СПАРК, 74,8 млн рублей.

У хорватской Adria Winch есть еще одна российская «дочка» — компания «ЗНТ–Винч» из Нижнего Новгорода. Она принадлежит Adria Winch и «Адриа Винч в Москве» в равных долях.

На портале «Электронное правосудие» видно, что среди заказчиков «Адриа Винч Зеленодольск» помимо петербургского «Алмаза» есть Судостроительный завод «Море» из Феодосии. У материнской Adria Winch был лишь один спор с российской верфью — с петербургским Невским судостроительно–судоремонтным заводом.

В конце прошлого года Невский ССЗ выиграл у хорватского производителя якорно–швартового оборудования аналогичный иск — взыскал 108 тыс. евро неотработанного аванса за сорванную поставку оборудования для двух сухогрузов RSD59, которые верфь строит по заказу Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).

В октябре прошлого года эксперты Российского совета по международным делам (РСМД) констатировали, что «хорватские предприниматели находят способы обходить антироссийские рестрикции, введенные ЕС». В качестве примера они назвали поставки Adria Winch деталей для военных кораблей, строящихся российской судостроительной корпорацией «Ак Барс», находящейся под санкциями с марта 2019–го.

Генеральный директор ПАО «Судостроительная фирма “Алмаз”» Ильяз Мухутдинов называет поведение «Адрия Винч Зеленодольск» непорядочным.

«Это обычный спор двух хозяйствующих субъектов — мы заказали оборудование, они не смогли поставить, мы взыскали с них деньги. Но моральную сторону я оставляю за скобками. Решение суда меня устраивает. Выборгский машиностроительный завод изготовил это оборудование, причем весьма быстро — за 8 месяцев, в отличие от “Адриа Винч Зеленодольск”. Эта компания создавалась как совместное предприятие — хорватская Adria Winch должна была поставлять техническую документацию, а в Зеленодольске должны были изготавливать продукцию. Вместо этого “Адриа Винч Зеленодольск” в нарушение договоренностей заказала полностью изготовление оборудования в Хорватии, несмотря на санкционные опасности. Когда оборудование было в Хорватии изготовлено, возникли трудности с поставкой. А у нас сроки по гособоронзаказу поджимали, мы заказали это оборудование в Выборге. “Адриа Винч Зеленодольск” повела себя непорядочно по меньшей мере«, — заявил руководитель »Алмаза«.

Партнер юридической фирмы Nektorov, Saveliev&Partners (NSP) Роман Макаров полагает, что судебный спор между судостроительной фирмой «Алмаз» и компанией «Адриа Винч Зеленодольск» стоит рассматривать как своеобразный прецедент.

«Стороны поставили перед судом вопрос, который потребовал двух кругов рассмотрения. А именно: можно ли добиваться возврата всего аванса, если ответчик поставку осуществил частично? В итоге суд взыскал предоплату полностью, сочтя, что товар не комплектен, а также “подтверждена невозможность использования поставленного оборудования для нужд государственного заказчика”. Отсюда вывод: подрядчики, которые не исполнили все взятые на себя обязательства, рискуют остаться ни с чем — суд заставит их вернуть деньги даже за ту часть работ или поставок, которая исполнена», — полагает эксперт.

По мнению адвоката и налогового консультанта Елены Софийской, в этом споре обе стороны что–то выиграли и что–то проиграли.

«Судостроительная фирма “Алмаз” взыскала сумму неотработанного аванса в полном объеме, что уже хорошо. Выгода же ответчика ООО “Адриа Винч Зеленодольск”, если можно так сказать, состоит в том, что с него не взыскали неустойку за непоставку якорно–швартового оборудования и компания вернет все, что ранее передала “Алмазу”. Хотя последнее может быть сомнительным преимуществом — я не могу судить о возможности ответчика реализовать данный товар другому покупателю. Можно сделать общий вывод: в этом деле каждый в чем–то выиграл, а в чем–то проиграл», — полагает эксперт.

СПРАВКА

Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма »Алмаз«» зарегистрировано в Петербурге в 1993 году. По данным СПАРК на конец II квартала 2025 года, 44,69% «Алмаза» принадлежат ООО «Айленд» известного девелопера Сергея Фетисова. Миноритарные пакеты у двух частных лиц: 0,056% у Леонида Грабовца и 0,0009% у Павла Соколова. Выручка СФ «Алмаз» за 2024 год составила 9,9 млрд рублей.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!