«Альфа Балт инжиниринг» и Yuchai создадут совместное предприятие по выпуску дизельных и газовых генераторов
Строительство завода в Санкт-Петербурге может начаться до конца 2025 года.

В одном из цехов компании. Иллюстративное фото: «Альфа Балт инжиниринг».
Объем инвестиций в проект, по данным двух источников издания «Ведомости», которые знакомы с ходом переговоров компаний, составит около 5 млрд руб.
Первоначально предприятие будет выпускать дизель-генераторные установки для объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК), а в перспективе – и для судостроительной отрасли, говорят собеседники. По словам одного из них, в качестве возможной производственной площадки для СП рассматривается территория в Шушарах, которая относится к особой экономической зоне (ОЭЗ) «Санкт-Петербург». Запустить предприятие планируется в 2028–2030 гг.
Доли компаний в рамках предполагаемого СП источникам «Ведомостей» не известны. По словам одного из них, российский партнер получит технологию производства дизельных двигателей от китайской компании. Профинансировать СП может акционерный банк «Россия», который получит долю в проекте, утверждает один из собеседников.
Строительство завода может начаться до конца 2025 г., уточнил представитель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга. Инвесторов проекта он не назвал.
Двигатель Yuchai YC12VC2270L-D20 (1672 кВт). Иллюстративное фото: «Техэкспо».
В июне 2024 г. Смольный предложил компаниям из КНР рассмотреть площадку «Шушары» ОЭЗ «Санкт-Петербург» для размещения СП по выпуску двигателей, писал ранее вице-губернатор города Кирилл Поляков в своем Telegram-канале. В феврале РБК сообщал со ссылкой на источники, что в Петербурге могут построить завод двигателей Yuchai, но деталей издание не приводило.
Спрос на источники бесперебойного энергоснабжения в промышленности высок, они нужны для обеспечения непрерывности производства, поясняет источник «Ведомостей» в компании, проектирующей такие системы. По его словам, спрос на такую продукцию в последние годы растет – в том числе за счет компаний, осваивающих месторождения в Арктике, где нет других способов подачи электричества.
«Альфа Балт инжиниринг» специализируется на разработке и производстве дизельных и газопоршневых генераторных установок для промышленных объектов. В числе ее заказчиков крупнейшие компании ТЭКа – «Новатэк», «Роснефть», «Газпром нефть», «Интер РАО» и др., следует из данных на сайте производителя. В его состав входит собственное проектное бюро и производство мощностью 300 единиц продукции в год. Среди партнеров компании на сайте указана в том числе китайская Yuchai.
По данным системы «Контур.Фокус», выручка «Альфа Балт инжиниринга» по РСБУ в 2023 г. (последние доступные данные) выросла в 1,7 раза до 2 млрд руб., чистая прибыль – в 1,6 раза до 146,6 млн руб. Компанию контролируют ее генеральный директор Рустам Рамазонов через «Бакора ПГС» (47,9%) и шведский инвестхолдинг Ruric AB через «Рюрик менеджмент» (49,9%). Еще 2,2% распределены между миноритариями.
Значительную часть продукции для ТЭКа «Альфа Балт инжиниринг» выпускает на базе двигателей Yuchai, продолжает источник «Ведомостей». Китайская Yuchai производит более 20 серий дизельных силовых агрегатов, которые используют в автомобильном, речном и морском транспорте, а также сельскохозяйственной и специальной технике.
Эта компания из КНР обладает опытом и технологиями по выпуску широкой номенклатуры продукции, что позволит в перспективе расширить линейку производимых двигателей и обеспечить их устойчивую локализацию в России, считает заведующий кафедрой безопасности петербургского филиала РАНХиГС (Президентская академия) Александр Дмитриев.
В судостроении двигатели Yuchai используют в первую очередь в речном транспорте: в качестве как главных двигателей, так и дизель-генераторных установок, рассказал «Ведомостям» представитель Кингисеппского машиностроительного завода. По его словам, конкурировать с китайскими дизелями могут двигатели ЯМЗ и «Камаза». Российский рынок гражданского судостроения сильно зависит от импортных моторов, поэтому локализация позволит использовать китайскую технику для серийных судостроительных проектов, считает собеседник.
«Ведомости» направили запрос в «Альфа Балт инжиниринг», российское представительство Yuchai, АБ «Россия» и ОЭЗ «Санкт-Петербург».