05 мая 2023 12:26
читать 9 минут

Акции находящегося под санкциями КАМАЗа пошли на рекорд

Стоимость акций ПАО «КАМАЗ» поднялась на максимальный уровень за всю историю компании. Этому не мешает то, что КАМАЗ находится под международными санкциями, а на внутреннем рынке ему приходится конкурировать с китайскими компаниями.

Доля уменьшается, акции растут

Акции КАМАЗа начали бурный рост в апреле 2023 года. Ещё 3 апреля они стоили 121,8 рубля за штуку, а 10 апреля — 174,4 рубля. В майские праздники акции несколько упали в цене (166,2 рубля на 2 мая), но это всё равно в два раза больше, чем в октябре 2022 года (79 рублей за штуку).

По прогнозам финансовой группы «Финам», акции КАМАЗа будут дорожать и дальше — в мае 2024 года они должны стоить 181,3 рубля за штуку.

КАМАЗ находится под санкциями ЕС, США, Великобритании, Канады, Швейцарии, Австралии и Новой Зеландии. Гендиректор компании Сергей Когогин и её основной акционер — госкорпорация «Ростех» (47,1%) — также включены в санкционные списки ЕС и США.

КАМАЗ принял решение не публиковать отчётность за 2022 год по международным стандартам — МСФО. Как заявил директор КАМАЗа Сергей Когогин, предприятие закончило 2022 год с более высокими финансовыми показателями, чем в самом успешном за историю компании 2021 году. Известно, что по итогам 2021 года предприятие заработало 4,6 млрд рублей чистой прибыли по МСФО, выручка составила 272 млрд рублей.

Одновременно статистика показывает, что на рынке грузовых автомобилей доля КАМАЗа снижается из-за прихода в Россию китайских производителей. По итогам 2022 года, по данным агентства «Автостат», КАМАЗ произвёл 31,5 тыс. грузовиков — это на 11,8% меньше, чем в 2021 году. Он занял долю в 37,41%. На второе место вышел китайский концерн Shacman, объём продаж этой марки вырос в 3,4 раза до 9,7 тыс. штук, а его доля увеличилась вчетверо (до 11,5%).

В марте 2023 года, по подсчётам «Автостата», доля КАМАЗа на рынке грузовиков уменьшилась до 25,8% (год назад — 44,7%). Далее следуют четыре китайских бренда: Sitrak (14,1%), Shacman (13%), FAW (8,8%) и Howo (6,8%).

Всё дело в госзаказе


Фото: ПАО «КАМАЗ»

Конкуренция никуда не делась. Понятно, что западные производители ушли, но сколько китайских заводов пришло. Оптимистичные ожидания инвесторов связаны с госзаказом, сказал MASHNEWS директор исследовательской компании «Грифон-Эксперт» Александр Петренко.

Он считает, что взрывной рост акций КАМАЗа связан с появлением инсайдерской информации относительно текущего и планируемого государственного заказа.

Генеральный директор КАМАЗа, сообщая о планах предприятия на 2023 год, сказал, что «госзаказчики пока не определились с объёмом, чёткого федерального заказа нет. В 2023 году планируется производство около 40 тыс. единиц автотехники, это без учёта потребностей федеральных заказчиков».

По словам Сергея Когогина, бизнес-планом на 2023 год предусмотрена выручка в размере более 300 млрд рублей, показатель EBITDA — на уровне 24 млрд рублей, чистая прибыль — 5 млрд рублей.

Рост стоимости акций КАМАЗа обусловлен сразу несколькими причинами, пояснил MASHNEWS ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Это связано, во-первых, с тем, что в апреле органы власти сообщили о новых мерах по поддержке отечественного автопрома. Во-вторых, с крупными поставками продукции: до декабря 2024 года КАМАЗ должен поставить в Москву 1 тыс. электробусов, а в Московскую область — свыше 400 автобусов. И, наконец, инвесторы видят, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, компания успешно развивается, говорит Баранов.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) 14 апреля 2023 года повысило кредитный рейтинг КАМАЗа и его облигаций с A+ до АА-. «Кредитный рейтинг КАМАЗа определяется с учётом высокой оценки поддержки компании со стороны государства, сильной рыночной позиции, высокого уровня корпоративного управления, очень сильной ликвидности», — объяснили в АКРА. Средние оценки КАМАЗу поставили за географическую диверсификацию, рентабельность бизнеса, долговую нагрузку и обслуживание долга.

По мнению некоторых биржевых аналитиков, рентабельность у компании могла бы быть и выше. Из положительного они отмечают, что более 90% продаж КАМАЗа приходится на внутренний рынок, поэтому негативного эффекта от санкций не ожидается. Согласно прогнозам Национального агентства промышленной информации (НАПИ), даже при реализации пессимистичного сценария, КАМАЗ выполнит план продаж на внутреннем рынке России в 2023 году на 80%.

В 2021 году КАМАЗ выплатил по 0,54 рубля дивидендов на акцию. В 2019 и 2020 годах дивиденды не выплачивались.

Годовое общее собрание акционеров КАМАЗа, посвящённое итогам 2022 года, состоится 29 июня 2023 года. Тогда и будет принято решение о выплате или невыплате дивидендов.

Растёт не только КАМАЗ


Фото: ПАО «КАМАЗ»

Первый квартал 2023 года был удачным для акций российских компаний. Как сообщают «РБК Инвестиции», почти все бумаги показали рост котировок.

В первой десятке самых подорожавших акций — московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», Ашинский металлургический завод, холдинг «Мостотрест» (строительство транспортной инфраструктуры), «Белон» (угледобыча), РКК «Энергия», банк «Кузнецкий», «Объединённые машиностроительные заводы» (тяжёлое машиностроение), «Объединённая вагонная компания», «Лензолото».

По данным Московской биржи, на которой торгуются акции российских предприятий, в апреле 2023 года объём торгов акциями, депозитарными расписками и паями продемонстрировал рост на 58,8% и составил 1,6 трлн рублей. Это на 600 млрд больше, чем в апреле 2022 года.

СПРАВКА MASHNEWS:
КАМАЗ — одно из первых акционерных обществ ещё Советского Союза. Совет министров СССР принял постановление о создании АО «КАМАЗ» летом 1990 года. Согласно постановлению, 51% акций должен был остаться в общесоюзной собственности, остальные предполагалось выставить на продажу. Осенью 1991 года акции начали продавать работникам предприятия. Тогда же состоялся конкурс для юридических лиц. В результате акционерами КАМАЗа стали 230 предприятий.

По состоянию на 31 декабря 2022 года госкорпорации «Ростех» принадлежит 47,1% акций КАМАЗа. Ещё два крупных пакета у компаний «Автоинвест»(23,5%) и Daimler AG (15%). Другие юридические и физические лица владеют 14,36% акций. 

Структура собственников не менялась с 2018 года, когда Ростех сократил свою долю с 49,9% до 47,1%. Госкомпания заключила сделку с правительством Татарстана, обменяв 2,8% акций КАМАЗа на акции предприятий региона. Сокращение доли Ростеха было необходимо для того, чтобы снизить его контроль над компанией. Между основными акционерами КАМАЗа существует соглашение, согласно которому, ни у кого не должно быть контроля в концерне. Из-за наличия «спящих» акционеров, не участвующих в голосовании, Ростех со своей долей в 49,9%, по сути, контролировал КАМАЗ.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!