20 июня 2023 15:53
читать 11 минут

АЭС поставят на платформы и отправят на Восток

15 плавучих атомных электростанций собирается построить Росатом. Все они должны работать в Арктике — вдоль Северного морского пути. Для полноценного освоения Крайнего Севера стоящих у берега электростанций будет мало.

Атом идёт за Урал

Росатом рассчитывает на заказ 15 плавучих атомных энергоблоков для работы в Арктике. Это «по самым скромным подсчётам», заявил на сессии ПМЭФ, посвящённой развитию Севморпути, генеральный директор госкорпорации Алексей Лихачёв. Заказ на АЭС будет «в том числе и от наших энергетических компаний», уточнил он.

Сейчас атомная энергетика развивается исключительно в европейской части России. Если в СЗФО треть всей используемой электроэнергии генерируется АЭС, а в целом по стране доля атомной энергетики достигает 25%, то за Уралом стационарных атомных электростанций нет. Самая восточная стационарная АЭС — Белоярская — расположена в Свердловской области.

С 2020 года на Чукотке у Певека работает плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов». Она заменила выведенную из эксплуатации Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ. В Росатоме и раньше говорили, что «Академик Ломоносов» — головная платформа проекта, затем должны появиться серийные плавучие АЭС небольшой мощности.

В конце 2020-х — 2030-е годы атомная энергетика будет двигаться на восток страны, сказал Алексей Лихачёв.

Свет для меди


Фото: KAZ Minerals

В Росатоме пока называют только одного заказчика на плавучие энергоблоки — это Баимский горно-обогатительный комбинат. Ещё в 2021 году госкорпорация заключила с АО «Атомэнергомаш» контракт на поставку четырёх плавучих станций. Они должны быть переданы заказчику до 2030 года. Инвестором проекта выступает казахстанская компания KAZ Minerals. Предприятие имеет лицензию на разработку Баимской медно-порфировой площади, на этой территории расположены 12 месторождений меди, золота и серебра. Самое крупное месторождение — Песчанка, запасы меди оцениваются в 9,9 млн тонн, золота — 16,6 млн унций.

Баимские месторождения находятся в Билибинском районе Чукотки, территория крайне труднодоступна, дорог нет. Сейчас строится зимник продлённого действия (т.е. его можно использовать и зимой, и летом) от Колымы до Анадыря общей протяжённостью около 1800 километров. Прокладывается всепогодная дорога длиной 428 километров к побережью. Там будет построен порт, который станет ещё одной точкой на Севморпути.

Ожидается, что добыча меди на месторождении Песчанка начнётся в 2026 году. Инвестиции в проект оцениваются в 8,5 млрд рублей. Ежегодно ГОК, который пока тоже ещё строят, сможет перерабатывать до 70 млн тонн руды.

Снабжать порт, ГОК и всю инфраструктуру электричеством должны плавучие атомные энергоблоки.

Дети Ломоносова


Изображение: Росатом

Строительство платформы «Академик Ломоносов» велось 12 лет — с 2007 по 2019 год, цена проекта возросла с 9,1 до 37 млрд рублей.

Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, в беседе с MASHNEWS отметил, что для головных объектов такое увеличение сроков и увеличение сметы — обычное дело, при серийном запуске себестоимость уменьшается.

Серийные плавучие АЭС будут отличаться от головной платформы проекта. Новые станции будут называться не ПАТЭС (плавучая атомная теплоэлектростанция), а МПЭБ — модернизированные плавучие энергоблоки.

Габариты корпуса у новых станций будут такими же, как и у ПАТЭС, но водоизмещение снизится с 21,6 тыс. тонн до 19,1 тыс., указывалось в корпоративном журнале Атомфлота.

Устанавливаться на этих станциях будут реакторы РИТМ-200 (они монтируются и на атомоходах серии «Арктика»). На «Академике Ломоносове» использовалась другая установка — КЛТ-40. Экипаж флагманской платформы — 69 человек, на платформах МПЭБ потребуется меньше сотрудников. За счёт этого сокращена площадь жилых отсеков.

Если «Академик Ломоносов» снабжает Певек и окрестности не только энергией, но и теплом, то у МПЭБ функция будет одна — генерация электричества.

Стоимость контракта на строительство четырёх платформ — 190,2 млрд рублей. Производство двух платформ было передано в Китай на верфь Wison (Nantong) Heavy Industry Co Ltd. Такое решение в Росатоме объясняли тем, что заказ слишком крупный, поэтому его распределили между отечественными и иностранными производителями.

В Росатоме на будущее платформ смотрят с оптимизмом. «Мы попали в точку, по соотношению технологических параметров, стоимостных, экономических показателей и технологической востребованности. Это плавучее решение от 50 до 100 МВт очень востребовано в условиях современной Арктики», — отметил Алексей Лихачёв.

Завоз не справится


Фото: ОСК

Сейчас топливо для электростанций (мазут, уголь) поступает в арктические регионы с помощью Северного завоза, в пути оно становится практически золотым. «97% продуктов мы завозим по морскому пути», — отметил на сессии ПМЭФ Владислав Кузнецов, врио губернатора Чукотки.

Задача плавучих АЭС — сделать разработку недр независимой от Северного завоза.

Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким считает, что плавучая электростанция — оптимальный способ генерации в условиях Крайнего Севера.

«Любое капитальное строительство в условиях вечной мерзлоты крайне затратно, поэтому во всём мире в условиях Крайнего Севера используются модульные конструкции. Актуальны они и для генерации. Станция »Академик Ломоносов« оправдала ожидания, запуск таких энергоплатформ в серию представляется очень логичным», — сказал Аким.

В принципе, объёмы потребления топлива в регионе не такие уж и большие. Например, на Чукотку в нынешнюю навигацию планируют доставить 284 тыс. тонн угля и 180 тыс. тонн нефтепродуктов. Однако, обращает внимание Михаил Аким, при разработке масштабных проектов по добыче металлов, ГОК должен получать энергию постоянно, возможностей Северного завоза просто не хватит.

В экспансии атомной энергетики на трассу Севморпути эксперт видит ещё один плюс — экологический. Появление МПЭБ в Арктике должно уменьшить углеродный след.

С этим согласился в беседе с MASHNEWS и Игбал Гулиев — заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО.

«Плавучие АЭС — важный шаг на пути низкоуглеродного развития Арктики. Кроме непосредственно генерации электроэнергии, ПАТЭС могут быть использованы для опреснения воды», — сказал Гулиев.

Планы строительства 15 платформ кажутся ему реалистичными. По словам Гулиева, интерес к плавучим АЭС возрастает и со стороны южноамериканских, африканских государств и островных стран Азии.

Путешествие в глубины Арктики


Фото: Росатом

«Атомная станция, пусть и малой мощности, предъявляет очень высокие требования к сетевой инфраструктуре», — сообщил MASHNEWS Антон Соколов, эксперт Российского газового общества. Без широкомасштабного внедрения технологий закрытого топливного цикла возникает проблема утилизации отработанных топливных сборок.

«Именно поэтому я думаю, что будущее развитие изолированных и труднодоступных территорий будет идти по пути использования комбинированных решений из области возобновляемой и традиционной энергетики», — говорит Соколов.

Одними лишь стоящими у берега плавучими платформами энергообеспечение Арктики не может ограничиваться, считает он.

«Необходимо определиться с тем, какую модель освоения Арктики мы будем использовать. Если это будет советская модель, предполагающая вахтовое освоение территории, то она не позволит нам уйти дальше изолированных промышленных районов. Если же мы идём в Арктику всерьёз и надолго, то и логика освоения должна быть иной», — объясняет Соколов.

По его словам, в оптимальной модели энергообеспечения найдётся место и распределённой энергетике, и новым решениям в области ВИЭ, в частности, приливной или геотермальной энергетике, и малотоннажному СПГ, который можно транспортировать не только судами-газовозами.

«ПАТЭС далеко не панацея, хотя будущее энергетики, безусловно, за атомом, — говорит Антон Соколов. — На сегодняшний день решения, которые предлагает атомная энергетика для Арктики, либо дороги, либо существуют в виде теоретических построений. При этом Арктика обладает высоким потенциалом в части ресурсов для ВИЭ-решений: мощности солнечного излучения и скорости ветра. Показателен пример Якутии, где менее чем за 10 лет введено более 1,5 МВт солнечных электростанций, что позволяет экономить почти 500 тонн топлива ежегодно».

СПРАВКА MASHNEWS:
Мощность ПАТЭС «Академик Ломоносов» — 70 МВт, МПЭБ — 50–100 МВт. Срок службы станций — 40 лет, загрузка ядерным топливом предусмотрена раз в 10 лет. Генерацию обеспечивают два реактора. Реакторные установки для ПАТЭС и МПЭБ разработаны в ОКБМ им. Африкантова, паротурбинные установки — на Калужском турбинном заводе.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент