Аэропорты хотят защищаться. Пока оборона не успевает за средствами поражения
Промышленники предложили аэропортам средства защиты от беспилотников. Это дальние и ближние системы обнаружения и подавления БПЛА, но многие из них не успевают за идущей вперед семимильными шагами индустрией дронов-разрушителей. Представители транспортной безопасности и чиновники в задумчивости - как защитить аэропорт и не навредить ему. Репортаж Mashnews с полей NAIS.
Три кита
Форум NAIS (XI выставка инфраструктуры гражданской авиации), проходящий в Москве, собрал разработчиков систем подавления БПЛА, мониторинга воздушного пространства и оборудования для аэропортов. Из международных представительств - бессменные Китай и Беларусь (а также – точечно - Саудовская Аравия и Куба).
Все внимание было приковано к безопасности аэропортов. Этой проблеме была посвящена одна из самых популярных сессий. В зале не хватило мест. Правда, оказалось, что там предусмотрено награждение сотрудников служб безопасности аэропортов. После того, как они получили грамоты (а представительницы служб безопасности еще цветы), они ушли, решив не слушать, какие трудности бывают в охране и какие решения предлагаются. Расскажет начальство, когда будет приказ.
Фамилии выступающих начались с чиновничьих. Те сразу стали говорить, что столпом всей гражданской авиации является законодательство, его исполнение и контроль за исполнением - буквально три кита.
«Законодательство, реализация, контроль, это три основы, как три кита, на которых, как считалось в древности, стоит мир», - сказала начальник управления транспортной безопасности Росавиации Наталья Власова.
Директор Департамента транспортной безопасности Минтранса РФ Роман Веретенников заявил, что чиновникам нужна помощь экспертов в определении зоны транспортной безопасности вокруг аэропортов. Это территория, которая будет контролироваться, например, на предмет подлета беспилотника.
Однако, как выяснилось, о реальном контроле над территорией вокруг аэропорта говорить пока рано. Многим бы в самом аэропорту контроль установить. Такой посыл прозвучал из уст советника руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Владимира Чертока.
«Представьте, у нас есть аэропорты, куда заезжает подвижной состав и подвозит керосин. Никто это не проверяет», - пытался впечатлить собравшихся чиновник.
Он отдельно попросил поднять руки представителей кавказских регионов. Откликнулись два или три человека, Чертоку этого оказалось достаточно. Он разве что не плевался в их сторону, вспоминая, как на взлетно-посадочную полосу в Махачкале порвалось несколько сотен человек. Они искали евреев в прибывающих самолетах, чтобы не пустить их на территорию Дагестана. Так местные жители протестовали против израильской операции в Газе.
«Мы защищаемся от тайного проникновения. А если человек, а то и несколько, много, идет в аэропорт с явными намерениями, например, с оружием, то мы уже не знаем, как поступить. Мы разговаривали с охранниками на КПП, спрашивали: что ты будешь делать, если несколько человек попытаются проникнуть. Они отвечают, что делать ничего не будут, им жизнь дороже. Надо тоже понимать, кто у вас работает», - сказал Черток.
Он же анонсировал создание на базе Шереметьево центра компетенций по противодействию БПЛА. Там будут разрабатываться новые концепции защиты аэропортов.
Последней из чиновников выступала Наталья Власова из Росавиации. Она напомнила о первом ките (законодательство) и том, что его активно переделывают. Предположительно в черепаху.
«У нас в документах сейчас написано, что по периметру аэропорта должно быть ограждение, а какое - не сказано. Две палки поставить, тоже ведь ограждение», - заметила она, таким образом продемонстрировав, что работы на нормотворческом фронте еще много.
Террорист или турист
Российские компании уже готовы предложить аэропортам решения по защите. Причем на любой вкус, как комплексные, так и точечные.
Первым с конкретикой выступил директор НПЦ НПО «Алмаз» Сергей Нестеров. По его мнению, необходима система, которая может определить, какой беспилотник летит - террорист или «заблудившийся турист». Собственно, примерно такую программу и разработал «Алмаз». Она называется Safe Sky.
Нестеров утверждает, что многое из того, что есть в аэропорту, довольно просто можно интегрировать в систему безопасности, даже метеолокаторы. Они, например, отлично видят мелкие объекты и способны отличить птицу от дрона.
“Алмаз” готов предложить Лиру-А10 (фиксирует воздушную обстановку) и Сопку-2 (обеспечивает контроль воздушного пространства и метеоусловий), также есть метеолокатор ДМРЛ-3. Однако «Алмаз” подготовил и ROSC-1 - это специальный комплекс, созданный именно под беспилотники, он может выявлять даже микро-БПЛА.
Гендиректор ООО «Элиарс» Сергей Атливанчик отметил, что для обнаружения беспилотников, особенно малых, нужны спецсистемы. Условный дрон Mavic, если он скрывается и имеет системы антиспуфинга (блок перехвата), заметить удастся на расстоянии километра. За то время, в которое он этот километр преодолеет, успеть ему помешать не так просто.
«Элиарс» на своем стенде предлагает антенный модуль «Сектор», который может работать сутки напролет.
Глава компании «Неоскан», которая предлагает решения по противодействию БПЛА совместно с «Касперским», Дмитрий Москалевич, считает, что «аэропорты готовы инвестировать в защиту, аэропорты готовы защищаться».
Москалевич сторонник интенсивной исследовательской работы. Он полагает, что нужно тестировать системы противодействия беспилотникам в самих аэропортах, прямо сейчас.
Как бы не навредить
Многие спикеры говорили, что главной проблемой в защите аэропорта является то, что попытка его защитить может обернуться худшими последствиями, чем успешная атака.
«Бесконтрольное воздействие на БПЛА может привести к негативным последствиям. Хоть средства радиолокации находятся на других частотах, развитие технологий не стоит не месте и для противодействия РЭБ когда-нибудь могут быть использованы те же частоты, - отмечал представитель Ространснадзора Черток.
Примерно то же самое говорил глава НПЦ НПО «Алмаз» Нестеров. Он отметил, что со средствами противодействия беспилотникам, а это средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а проще говоря - глушилки, следует быть осторожными.
«Есть опасность вмешаться в работу аэропорта и навредить ему еще больше, чем это сделал бы беспилотник», - напомнил Нестеров.
Сторонники осторожного подхода считают, что нужно выстроить систему передачи информации и идентификации. Например, на законопослушных дронах должны стоять транспондеры, которые бы сразу давали понять, что он “свой”. И только оператор, сотрудник службы безопасности может принять решение глушить или не глушить беспилотник. При этом, если он принимает решение глушить, то он должен предупредить диспетчеров аэропорта, чтобы они приняли меры, которые обезопасят оборудование и борты.
Однако, например, Сергей Атливанчик не поддерживает переживающих коллег. Он считает, что в аэропорту должны стоять системы, которые бы действовали автономно. «Малый беспилотник не идентифицировать дальше, чем за километр», - отмечает он.
По мнению противников согласований многоступенчатая система с предупреждениями хороша, когда беспилотник заметили километров за сто, а не когда он влетает на территорию аэропорта.
Автономная система, дополняет Атливанчика коллега Москалевич, должна быть простой и отработанной.
«Реакция на события должна быть мгновенной. Времени на принятие решения может не оставаться. Система противодействия должна иметь возможность автоматизировано работать. Должен быть единый подход к терминологии - сообщения короткие и однозначно трактуемые. Единая методология должна быть», - говорит он.
«Неоскан» сейчас пытается предложить нечто подобное. Его антидроновая система уже есть в опытном варианте. Радиолокационные приборы, изготовленные «Неосканом» с помощью “Касперского”, работают в связке с действующими системами аэропорта.
На сегодняшний день, по мнению специалистов, все же лучшей системой защиты считается ЕНОТ-СД от компании «Элвис». Она распознает птиц, БПЛА, людей, машины и самолеты. Такая система стоит, например, в Шереметьево.
Напомним, этот аэропорт будет базой для
центра компетенций по противодействию БПЛА.