7 лет на проект и постройку: в "Малахите" рассказали о линейке малых подлодок

14 Июль 2021 12:48
Читать 12 минут

Универсальных кораблей не существует. Помимо крупных стратегических подводных лодок, приспособленных для работы в океанах, российскому флоту необходимы и лодки малого водоизмещения, способные выполнять тактические задачи в небольших морях и акваториях. Такие разработки в России есть, и они вызывают интерес как у ВМФ, так и у инозаказчика. В ходе МВМС-2021 ведущий конструктор СПМБМ "Малахит" Игорь Караваев рассказал MASHNEWS о перспективах и проблемах малых подводных лодок.

Ведущий конструктор СПМБМ "Малахит" Игорь Караваев, ФОТО — Илья Безручко, MASHNEWS

— Игорь Борисович, зачем малые подводные лодки нужны российскому флоту?

— Универсального инструмента на все случаи нет и быть не может. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения способен выполнять не всякие задачи и не во всяких условиях. Например, в неглубоких морях и акваториях ему не хватит пространства.

Гармоничный флот располагает самыми разными кораблями. Подводные лодки малого водоизмещения должны стоять на службе, чтобы решать специфические задачи.

В экспозиции мы представили три наших разработки. Это подводная лодка "Пиранья-Т" как концепция развития хорошо известной подводной лодки "Пиранья". Её торпедный вариант, который относительно недавно разработан, — подводная лодка П-750Б "Сервал". А также сверхмалая подводная лодка, предназначенная для транспортировки водолазов, "Тритон-2".

Особенности малых подводных лодок — высокая автоматизация, малая численность экипажа и при этом возможность нести внушительное количество оружия.

— Подводная лодка "Сервал" — одна из недавних разработок "Малахита". Каковы перспективы этого проекта?

— Считаю, что по совокупности заявленных тактико-технических характеристик перспективы у лодки большие. Это действительно интересная разработка. Её особенности заключаются в наличии единой газотурбинной энергетической установки (ЕГТЭУ), работающей в надводном и подводном положении подводной лодки, высокой степени автоматизации, малом числе экипажа. При этом боезапас приспосабливается к решаемым лодкой задачам: предусмотрены различные варианты. В любом случае лодка при выходе в море не остаётся безоружной.

Макет подводной лодки П-750Б "Сервал". ФОТО — Илья Безручко, MASHNEWS

— На "Сервале" планируется впервые реализовать анаэробную энергетическую установку. Каковы перспективы этого решения?

— Судьба этого технического решения неразрывно связана с будущим подводной лодки, для которой его разработали. Когда "Сервал" примут на вооружение, в распоряжении судостроителей окажется и новая энергетическая установка.

Эта энергоустановка — уникальная разработка СПМБМ "Малахит" в рамках работ по созданию ВНЭУ, она имеет громадное преимущество перед другими. В том числе и зарубежными аналогами. Среди её преимуществ: высокая мощность, безопасность эксплуатации и относительная простота.

Помимо подводных лодок её можно применять для оснащения необитаемых подводных аппаратов. Конечно, другой мощности, другой массы и габаритов. Этот вопрос также на стадии решения.

— Насколько глубоко проработан проект? Какова позиция Минобороны по перспективам закупок? Есть ли интерес со стороны иностранных партнёров?

— Пока что "Сервал" — глубоко проработанный концептуальный проект. Вероятно, этот проект вызовет в министерстве обороны больший интерес при фактической реализации единой газотурбинной энергетической установки. Уверен, что, если такую лодку примут на вооружение, ВМФ получит значительно более выигрышные позиции.

Игорь Караваев (справа) демонстрирует макет подводной лодки "Пиранья-Т" на МВМС-2021. ФОТО — Илья Безручко, MASHNEWS

Кроме того, иностранный заказчик в большей степени готов покупать образцы вооружения, уже доказавшие свою боевую эффективность, надёжность и эксплуатационные характеристики.

— Сколько времени потребуется на разработку перспективной подводной лодки?

— По нашим расчётам, если сейчас откроют финансирование, на проектирование и последующее строительство головного корабля уйдёт порядка 7 лет.

Беседовал Илья Безручко


Макет сверхмалой подводной лодки "Тритон-2". ФОТО — Дмитрий Архипов, MASHNEWS

Больше новостей: