346 млн за 18 минут. Минпромторг отказал КАМАЗу в субсидии из-за опоздания
КАМАЗ требует с Минпромторга субсидию на внешнеторговую деятельность. «Дочка» автомобильного гиганта подала заявку на 18 минут позже установленного срока и получила отказ. Производитель грузовиков добивается выплаты через суд, создавая уникальный для России прецедент, который может помочь компаниям по всей стране претендовать на выплаты после формальных отказов.

Остались без поддержки
Субсидия в размере 346 млн рублей, из-за которой возник спор, распространялись на 2023 год, ее предоставлял «Российский экспортный центр» на реализацию отечественной продукции за рубежом, средства выделялись по линии Минпромторга. Столкнувшись с отказом, автопроизводитель производитель успешно обжаловал его в суде. Позицию Минпромторга суд признал незаконной и обязал исполнить действия, направленные на выполнение обязательств по перечислению субсидии по спорной заявке. Однако до сих пор Внешнеторговая компания «КАМАЗ» субсидию так и не получила, поэтому подала новый иск - на сей раз о взыскании конкретной суммы. 21 апреля Арбитражный суд Москвы обязал Минпромторг выплатить компании те самые 346 млн рублей. На обжалование у Министерства есть месяц.
Mashnews ранее рассказывал об этой ситуации. Заявки на субсидию принимались с 29 марта до 18.00 20 августа. Заявка от Внешнеторговой компании «КАМАЗ» поступила 20 августа в 18.18. 14 ноября Минромторг официально отказал ей в выплате из-за нарушения сроков подачи заявки.
КАМАЗ решил судиться. Поначалу автогиганту отказывали. В условиях получения субсидии, которые публиковал Минпромторг, четко указывалось, что прием заявок осуществляется до 18.00. Даже минутное опоздание с точки зрения этих условий - уже нарушение. Однако в октябре 2024 года судебная машина сочла, что «дочка» «КАМАЗ» все же имеет право на выплату, и минуты роли не играют.
Выходной и конституционное право
Важно отметить, что если в октябре 2024, когда Арбитражный суд Московского округа обязал Минпромторг «совершить действия, предусмотренные правилами предоставления субсидий», главным доказательством правоты «КАМАЗ» стал тогда… календарь. 20 августа 2023 года выпадало на воскресенье. И Арбитражный суд Московского округа, ссылаясь на Гражданский кодекс РФ, указал, что в таком случае прием заявок должен заканчиваться в ближайший рабочий день, то есть - 21 августа.
Данила Пустовит, старший юрист практики «Промышленность и Ресурсы» адвокатского бюро VEGAS LEX, изучивший по просьбе Mashnews судебные акты, отметил, что в нынешнем решении Арбитражный суд Москвы выделил другие приоритеты. В частности, в Правилах предоставления субсидии, утвержденных правительством России, временной промежуток в принципе не указывался, поэтому «дочка» «КАМАЗ» могла подать заявку в любой час. Но главное, обратил внимание эксперт, суд указал, что государственный орган не может руководствоваться формальной законностью, когда на кону стоит такая конституционно значимая ценность как право на свободу экономической деятельности.
«Тем более, что сама субсидия, за которую боролся КАМАЗ, предусмотрена в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и призвана стимулировать конкурентоспособность экспортной промышленной продукции в текущие непростые для бизнеса времена», - подчеркнул Данила Пустовит.
Частая история
Ситуации, когда компаниям отказывают в мерах поддержки из-за опоздания по времени возникают часто.
Старший юрисконсульт Военно-промышленного холдинга «Кингисепсский машиностроительный завод» Ксения Микулич рассказала Mashnews, что однажды предприятию отказали в субсидии из-за… часовых поясов.
«Мы участвовали в получении субсидии до 100 млн рублей, где срок предоставления документов для аккредитации и участия был определен только датой, без указания точного времени. Мы подготовили документы и отправили их в 22.00, зарегистрировали их на следующий день. В итоге нам отказали, мы подготовили обращение в техническую поддержку и получили ответ, что площадка считает время по другому часовому поясу», - рассказала Ксения Микулич.
Эта ситуация для «Кингисеппского машиностроительного завода» разрешилась благополучно. Так как определение времени по часовому поясу не регламентировалось никакими документами, то холдинг повторно отправил обращение и его допустили к участию.
«Данный прецедент привел к тому, что сейчас существует правило, которое прописывается в каждом конкретном Объявлении/методике, что время предоставления документов в конкретный день до 18.00 по московскому времени», - отметила Ксения Микулич.
В субсидии, из-за судьбы которой спорят Внешнеторговая компания «КАМАЗ» и Минпромторг, срок приема документов составлял пять месяцев. Но, как отмечает Ксения Микулич, часто на оформление документов и подачу заявок отводится всего две-три недели.
«За такой короткий срок бывает просто невозможно идеально подготовить всю документацию. Также бывают технические неполадки на самих площадках, куда предоставляются документы, проблемы с интернетом», - рассказала Ксения Микулич.
«Единого установленного законом стандарта в области срока отправки документов на гранты и субсидии на сегодняшний день не выработано», - рассказал Mashnews Павел Селюнин, руководитель практики разрешения споров и банкротства, партнер юридической компании «Инноправо».
При этом эксперт обратил внимание на то, что в споре с «дочкой» КАМАЗа Минпромторг руководствовался тем, что во многих утвержденных Правительством России правилах по выдаче субсидий прямо указано, что после окончания даты подачи «Российский экспортный центр» должен отклонять все поступающие заявки.
По мнению Александра Табакова, СЕО ГК «ТМГ», Первое промышленное и PR&GR агентство, спор из-за субсидии Внешнеторговой компании КАМАЗ и Минпромторга рассматривается так глубоко и скрупулезно в первую очередь из-за масштабов самого холдинга — у транспортного гиганта из Набережных Челнов просто есть ресурсы на то, чтобы судиться в Москве на протяжении более чем полутора лет, направлять лучших юристов, искать нестандартные решения. Представители среднего или тем более малого бизнеса, столкнувшись с формальным отказом, с большой вероятностью смирятся и будут готовить документы на следующий год. Чтобы точно не опоздать.
Также Александр Табаков отметил, что у таких крупных структур, как КАМАЗ, есть целые отделы, которые отвечают за подготовку различной документации, в том числе и для получения мер государственной поддержки. Да и срок 5 месяцев, в который длился прием документов, давал возможность компаниям с любой организационной структурой подготовить нужные бумаги.
Разбор полетов
Несмотря на то, что суды признают правоту Внешнеторговой компании «КАМАЗ», субсидия за 2023 год до сих пор не получена. При этом международную деятельность компания вела, свою продукцию поставляла, только мероприятия, которые изначально планировалось компенсировать субсидией, холдинг оплачивал самостоятельно. Разбирательства в судах на протяжении полутора лет тоже потребовали дополнительных трат. И все из-за тех самых 18 минут. Судебные решения касаются исключительно суммы самой неполученной субсидии, никаких компенсаций убытков или поправок на инфляцию не предусмотрено.
КАМАЗ на запрос Mashnews не ответил, однако с большой вероятностью, причиной того, что заявка подана в выходной день после 18.00, стал человеческий фактор — сотрудники отправили документы в последний момент.
Данила Пустовит обратил внимание на то, что несмотря на прямые финансовые последствия, специалисты, собиравшие документы, от материальной ответственности освобождены.
«Если допустить, что задержка произошла из-за человеческого фактора и нерасторопности непосредственного исполнителя, то какими бы серьезными ни казались последствия, компенсировать из своей зарплаты неполученную субсидию ответственному за подачу заявки не придется. Во-первых, Трудовой кодекс и акты Минтруда России ограничивают возможность привлечения к полной материальной ответственности конкретным перечнем должностей, в который не входят специалисты, работающие с документацией. Во-вторых, материальная ответственность (даже в размере среднего заработка) наступает только за причинение прямого действительного ущерба: если имущество работодателя было повреждено или утрачено по вине работника. Неполученную субсидию отнести к такому ущербу нельзя», - подчеркнул эксперт.
Правда, определенные последствия для сотрудников в такой ситуации все же могут возникнуть. По словам Данилы Пустовита, в зависимости от формулировок должностной инструкции и наличия других претензий к качеству работы, могут быть применены иные дисциплинарные меры: от замечания до увольнения.
Судя по всему, спор из-за 18 минут еще не окончен. По мнению Данилы Пустовита, Минпромторг с большой вероятностью обжалует решение Арбитражного суда Москвы. В самом Министерстве на запрос Mashnews пока не ответили.