17 сентября 2025 13:18
читать 5 минут

«171 ОКТБ» холдинга «Ремвооружение» разработало решение для замены стареющего флота мелководных барж

Бюро (входит в «РТ-Капитал» Госкорпорации Ростех) разработало конструкторскую документацию на линейку несамоходных барж, адаптированных для мелководных речных и прибрежных морских участков.

Речная баржа с колонной пиролиза для Амурского газохимического комплекса возле города Свободный. Иллюстративное фото: dvnovosti.ru

Изделия подходят для «речного паровоза»: один буксир сможет тянуть сразу до трёх таких судов. Решение позволит заменить устаревший парк транспортных барж, которые сегодня эксплуатируются в речном флоте, и увеличить долю перевозок внутренним водным транспортом.

Новые баржи предназначены для эксплуатации на акваториях с глубиной не более 3-4 метров: мелководных реках, морей с высоким уровнем дна — Каспийского и Азовского и прибрежных морских участках. Кроме того, суда позволят наладить грузовое сообщение по мелководным участкам крупных рек без необходимости проводить дноуглубительные работы. Кроме того, данные видов барж могут быть задействованы в рамках федерального проекта по улучшению водоемов: «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал» и «Сохранение уникальных водных объектов» для проведения дноуглубительных работ, расчистки устьев рек или сбора загрязненных сточных вод с предприятий на мелких и труднодоступных участках рек.

Сегодня в России на мелководных реках эксплуатируется свыше 40% барж с возрастом свыше 50 лет, что выше нормативных сроков эксплуатации, рассказали в холдинге «Ремвооружение».

«В ближайшие 2-3 года из строя выйдут более 1 000 таких судов. Созданное решение позволит обновить стремительно устаревающий мелководный грузовой флот, а также повысит эффективность водных транспортных артерий. Базовая потребность оценивается в районе 1,6 тысяч таких барж. Также они станут важным инфраструктурным инструментом для преодоления логистической изоляции и повышения доступности отдельных субъектов в условиях быстрого обмеления рек. Разработка особенно актуальна для Сибири и Дальнего Востока, где из 375 малых рек сегодня активно используются лишь 154».

Конструкция барж позволит их последовательно отстыковывать и разгружать на маршруте следования, не останавливая весь караван. Это создаст гибкую и масштабируемую транспортную цепочку. За счет этого повысятся скорость перевозки грузов, уменьшатся простои и минимизируются логистические издержки, особенно с учетом слаборазвитой речной инфраструктуры. Данные типы барж могут быть востребованы малыми речными перевозчиками, логистическими компаниями и структурами Речьморфлота в рамках развития речного сообщения, муниципальными властями малых городов, расположенных вдоль рек.

Конструкторское бюро на первом этапе предлагает два типа судов. Первый – баржа-контейнеровоз длиной — 83,2 м, шириной — 11,34 м и высотой — 5,6 м, с максимальной осадкой — до 2,5 м и водоизмещением — 2 200 тонн. Судно сможет перевозить до 20 специализированных цилиндрических контейнеров или 10 стандартных 20-футовых, с возможностью размещения груза как на палубе, так и внутри корпуса.

Второй проект — нефтеналивная баржа длиной — 24,5 м, шириной — 4,2 м и высотой — 2,7 м, с цистерной объёмом 50 м³. Водоизмещение нагруженного судна составит — 79 тонн, осадка — всего до 1,7 м. Баржа позволит перевозить нефтепродукты и химические жидкости даже при сложных логистических сценариях, например, при снабжении малых НПЗ или объектов в Арктике.

Оба типа барж позволяют проводить автономную разгрузку в отсутствие портового оборудования. В перспективе проект может быть адаптирован под Северный морской путь за счет установки системы подогрева груза, усиления ледовой защиты и расширения автоматизации.

Ранее АО «171 ОКТБ» совместно с 35 судоремонтным заводом реализовывали проекты по разработке и постройке как самоходных, так и несамоходных барж для обслуживания акватории Северных морей, а также по сбору радиационной воды с атомного флота. Новая разработка является продолжением уже проводившихся работ с учетом современных требований.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!