03 мая 2024 18:19
читать 8 минут

Оборонконтракт дороже денег. Исполнителей ГОЗ станут проверять еще дотошнее

С 3 мая доступ к единой информационной системе гособоронзаказа (ГОЗ) получило Федеральное казначейство. Такое ужесточение контроля за расходом бюджетных средств повышает риски для бизнеса.

Госзаказы в сфере ОПК контролируются до третьего уровня. И в самом невыгодном положении оказываются работающие на рыночных условиях конечные исполнители. В отличие от головных государственных поставщиков они не вправе требовать повышения цен, а желание честно заработать прибыль может обернуться многомиллионным штрафом и даже уголовным делом.

До третьего колена

Непосредственно государственный контракт заключается между заказчиком (федеральным ведомством) и так называемым головным исполнителем (подрядчик). Чаще всего это обычная коммерческая структура, которая вправе свободно строить договорные отношения с негосударственными партнерами и расходовать заработанное.

Однако в сфере гособоронзаказа (ГОЗ) все намного сложнее. Под особым надзором находится не только головной подрядчик, но и субподрячики (исполнители первого звена) и субсубподрядчики (второго звена). Все они обязаны открыть специальные счета в уполномоченном банке, через которые проводятся все расчеты. Причем для каждого контакта предписывается открывать отдельный счет.

Также все договора в этой цепочке должны предусматривать фиксированную стоимость поставляемых товаров или выполняемых работ.

По словам управляющего партнера Адвокатского бюро «CTL» Дмитрия Кудрявцева, увеличение цены по госконтракты возможно только при соразмерном изменении объема продукции. «В отношениях с субподрядчиками «прайс» может быть изменен в исключительных случаях и, как правило, в судебном порядке. Нельзя включать в госконтракт оговорку о применении валютного курса и так далее», – убежден юрист.

«При заключении государственного оборонного контакта на торгах его стоимость всегда является фиксированной. Начальная цена рассчитывается на основе анализа рыночных индикаторов или затратного метода. Если же закупка осуществляется у единственного поставщика, то в контакте могут указываться как фиксированные, так и ориентировочные (уточняемые) цены или принцип возмещения издержек. При этом закрепляется постатейный порядок перевода соответствующего вида цен в фиксированную и метод расчета каждой статьи затрат», – поясняет партнер практики конкурентного права BGP Litigation Ирина Акимова.

 

Бой местного значения

Вместе с тем федеральный закон также разрешает увеличивать стоимость поставок в рамках государственной программы вооружения по заключенным на три года и более контактам, но исключительно по решению правительства России. Кроме того, допускается изменение договоров в случае существенных изменений условий поставки.

Судебная практика остается противоречивой. Так, в конце апреля Арбитражный суд Московского округа подтвердил решение в пользу Московского института электромеханики и автоматики, выполнявшего работы по заказу завода «Авиастар-СП» (ныне входит в корпорацию «Ил» – авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина). Истцу удалось доказать, что непосредственный государственный заказчик – Министерство обороны РФ, согласовало перевод указанных в договоре ориентировочных цен в фиксированные.

Но большинство споров разрешается не в пользу участников рынка – конечных исполнителей первого и второго уровня. По заключенным на формально рыночных условиях и не являющихся непосредственно государственными договорам их обязывают поставлять продукцию по фиксированным ценам.

Например, петербургское АО «Балтийский завод» безуспешно пыталось взыскать с Московского института теплотехники более 71 млн рублей, якобы недоплаченные за поставленную продукцию.

«Истец безосновательно оспаривает действительность условий заключенного государственного контракта в части порядка установления фиксированной цены», – отмечается в решении арбитражного суда.

В свою очередь самим господрядчикам чаще всего удается добиться доплаты из казны при существенном изменении условий поставки, в том числе – снижение курса рубля. В частности, центр судоремонта «Звездочка» дополнительно истребовал с Министерства обороны РФ почти 716 млн рублей:

«Существенный рост курса иностранной валюты не мог быть учтен поставщиком при формировании цены контракта», – заключил арбитраж, удовлетворяя требования судостроителей.

 

По законам военного времени

Уполномоченным контролером в сфере гособоронзаказа (наряду с другими госконтрактами) является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Именно она вправе привлекать к административной ответственности исполнителей любого уровня, действия или бездействия которых «приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию», а также любому иному нарушению. Такой проступок карается миллионным, а порой и пятимиллионным штрафом.

Повторное деяние руководителей компаний квалифицируется уже как преступление.

В подобной «спекуляции» уличили, например, ООО «Подольский завод «Аккумулятор». По данным ФАС, он приобретал продукцию через цепочку посредников и «в ущерб национальной обороне завысил конечную цену относительно закупочной».

«Цена на такой товар должна устанавливаться разумно и добросовестно, с учетом прямых и косвенных издержек, и уровнем рентабельности соответствующим виду осуществляемой деятельности», – констатировал суд, подтверждая взыскание с компании 300-тысячного штрафа и необоснованно заработанных 6,8 млн рублей.

Кроме ФАС надзор за исполнителями ГОЗ осуществляют сами военные заказчики, ФСБ и другие ведомства. Так, Генеральная прокуратура России ежегодно выявляет в сфере оборонно-промышленного комплекса более 60 тысяч нарушений, выносит до двух десятков тысяч представлений и протестов, возбуждается несколько сотен уголовных дел.

Новые возможности по контролю за операциями с бюджетными средствами в рамках выполнения государственного оборонного заказа – прямой доступ к ведомственной информационной системе, получило Федеральное казначейство. Чиновники считают такие меры необходимыми, тогда как эксперты оценивают их критически.

«Любые дополнительные возможности контроля со стороны казначейства или любого иного контрольного органа могут привести к усилению проверок. И, как следствие, к сложностям для подрядчиков, в том числе добропорядочных», – убежден Дмитрий Кудрявцев.

Павел Нетупский

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: