07 мая 2024 16:59
читать 13 минут

«Газпром» может заморозить Усть-Лужский проект

По итогам 2023 года «Газпром» продемонстрировал чистый убыток почти на 630 млрд рублей. Mashnews разобрался, откуда взялся убыток, и как «Газпром» может поправить свои финансовые дела. Один из вариантов «поправки» - удар по рентабельности конкурентов через тарифы на транспортировку газа. Но главное, что «Газпрому», весьма вероятно, придется отказаться от одного из своих самых амбициозных проектов.

Откуда убытки

 «Газпром» 2 мая опубликовал финансовую отчетность по МСФО, согласно которой по итогам 2023 года компания получила чистый убыток в размере 629 млрд рублей (против прибыли в 1,22 трлн рублей годом ранее).

При этом выручка «Газпрома» от продаж в 2023 году сократилась на 37% и составила 8,51 трлн рублей.

Слабые финансовые показатели стали результатом сразу нескольких факторов. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков напоминает, что в 2023 году объем продаж российского газа на европейских рынках был гораздо ниже, чем в 2022-м, так как газопровод «Северный поток» прекратил работу, а Украина перекрыла один из транзитных маршрутов.

Кроме того, в 2022 году средняя цена по году была на уровне около $1400 за 1 тыс. кубометров, с периодическими взлетами до исторических максимумов в районе $2500-3000, а в начале 2023-го цены уже составляли порядка $600, а к концу года - $300. Все это существенно снизило доходы «Газпрома» при том, что налоговая нагрузка на компанию повысилась.

«Чтобы изъять у «Газпрома» сверхприбыль, полученную в 2022 году, государство ввело дополнительные налоги, прежде всего надбавку к налогу на добычу (фактически, это означало для компании выплаты дополнительных 50 млрд рублей ежемесячно)», - отмечает Игорь Юшков.

Кроме того, «Газпром» списал со своего баланса (то есть в убытки) свои европейские активы, арестованные в ЕС.

Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов также указывает, что существенное влияние на финансовые показатели так называемые неденежные статьи - убытки от курсовых разниц и переоценки активов.

«Если финальные показатели очистить от этих убытков, получится, что показатель EBITDA компании составил порядка 2 трлн рублей, а скорректированная прибыль - более 700 млрд рублей, - говорит эксперт. - Так что, с учетом этого, показатели не такие плохие, но вызывает озабоченность рост долговой нагрузки «Газпрома», соотношение долг/EBITDA выше нормативного показателя в 2,5 и оказался по итогам 2023 г. на уровне 2,8».

 

На чем можно сэкономить, а на чем нельзя

В конце 2023 года «Газпром» заявил, что сокращает инвестпрограмму на 2024 год с 1,966 трлн рублей до 1,574 трлн рублей.

Сергей Суверов полагает, что компания еще сократит инвестиции, но масштабные вложения «Газпрому» и не нужны - у него и так избыток производственных мощностей, возникший из-за резкого снижения поставок в Европу.

Кроме того, крупные проекты, такие как газопровод «Сила Сибири», во многом завершены, и новых крупных газотранспортных мощностей, ориентированных на экспорт, не планируется, отмечает эксперт.

Игорь Юшков, напротив, считает, что операционные расходы «Газпрому» вряд ли удастся существенно сократить.

 «Там резать нечего, опекс (операционные затраты – прим. ред.) находится на том же уровне, что и в предыдущие годы. Да, компания сократила добычу, но скважины (даже те, на которых сейчас не добывается газ) нужно поддерживать в рабочем состоянии. Эти скважины не консервируются, просто прекращается бурение новых скважин в Западной Сибири. Эта строка расходов действительно сократилась, но от крупных инвестпроектов «Газпром» не отказывается», - поясняет Юшков.

Так, продолжается строительство газоперерабатывающего завода в Амурской области. На этом предприятии будет выделяться пропан, этан и бутан, который должен поставляться на строящийся неподалеку завод «Сибура» по выпуску полиэтилена и полипропилена, а собственно метан по трубе «Сила Сибири» пойдет в Китай.

Затраты на саму «Силу Сибири» тоже остаются, в частности, продолжается бурение скважин на Чаяндинском и Ковыктинском кластерах и строительство газокомпрессорных станций. Что позволит газопроводу выйти к 2026 году на проектную мощность в 38 млрд кубометров в год. Эти расходы необходимы для увеличения экспорта и, соответственно, показателей.

Более того, появляются и новые проекты, такие как газопровод-перемычка между «Силой Сибири» и трубой «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» - для поставок в тот же Китай, но уже по дальневосточному маршруту (собственной ресурсной базы на Дальнем Востоке у «Газпрома» нет, кроме Киринского месторождения, а его недостаточно для поставок в КНР оговоренных 10 млрд кубов в год. Киринское на пике способно дать только около 6 млрд кубометров, а соседнее Южно-Киринское, которое гораздо крупнее по запасам, «Газпром» пока так и не смог разработать).

«Кроме того, «Газпром» должен построить газопроводы-ответвления для Забайкальских рынков, это тоже дополнительный затраты», - указывает Юшков.

Что касается внутреннего рынка (речь прежде всего о газификации), сократить затраты здесь «Газпрому» вряд ли дадут. Реализация этой программы была одним из важных пунктов предвыборной кампании Владимира Путина, поэтому газификация будет плотно контролироваться.

Более того, «Газпрому» в этом плане еще и «подкинули» лишних затрат, и теперь он должен бесплатно подключать СНТ (садоводческие товарищества).

 

Заморозить Усть-Лугу

По-настоящему крупно сэкономить «Газпром» мог бы на проекте газохимического кластера в Усть-Луге (Ленинградская область). По мнению Игоря Юшкова, этот проект может быть заморожен. Изначально предполагалось, что природный газ на предприятии в Усть-Луге будет разделяться, и чистый метан пойдет в «Северные потоки», а пропан, этан и бутан либо были бы направлены на новый газохимический завод, либо шли бы на экспорт в чистом виде.

Однако после диверсии на «Северных потоках» метан в Европу уже поставлять не получится, а куда его сдавать - непонятно. При этом в условиях санкций возрастают затраты на сам завод в Усть-Луге, и появляются проблемы технологического характера.

Предприятие должно было также производить сжиженный природный газ с использованием технологии германской компании Linde, но она отказалась от сотрудничества (в настоящее время «Газпром» как раз с ней судится).

«А Соединенные Штаты, между тем, намерены каждый новый российский СПГ-проект подводить под санкции, - напоминает Юшков. - Таким образом возникает и вопрос сбыта: проигнорировать американские санкции может себе позволить только КНР, но это будет означать, что СПГ с Балтики придется везти в Китай. По поводу рентабельности подобных схем возникает много вопросов».

Учитывая все эти факторы, было бы логично пересмотреть усть-лужский проект и как минимум на время его остановить, полагает эксперт.

«Газпром» на запрос о комментарии по поводу Усть-Лужского проекта не ответил.

 

Поправить дела за счет конкурентов

По итогам 2024 года вполне возможен повтор ситуации: если налоговое бремя не будет снижено, «Газпром» вновь может показать убыток, предупреждает Игорь Юшков. Впрочем, по его мнению, компания попытается использовать свои результаты за 2023 год чтобы пролоббировать снижение налоговой нагрузки.

«Но не факт, что это удастся «Газпрому», потому что финансовый блок российского правительства будет ссылаться на то, что соответствующие доходы от налогов компании заложены в бюджет», - говорит эксперт.

Также «Газпром» может попытаться улучшить свое финансовое положение за счет лоббирования повышения тарифов,  однако все расходы, налоговую нагрузку и снижение доходов от экспорта компенсировать за счет роста тарифа будет невозможно. Подорожание газа автоматически поднимает цены на электроэнергию, горячую воду и т.д. Появятся социальные риски, так что государство вряд ли одобрит такой подход.

«Но «Газпром» может лоббировать повышение тарифов для промышленных потребителей, а также увеличение стоимости прокачки по ГТС (газотранспортная система – прим. ред.), чтобы получить больше денег от конкурирующих газопроизводителей - «Новатэка» и «Роснефти», - считает Юшков. - Для «Газпрома» это был бы наиболее эффективный сценарий: и заработать больше денег, и ударить по рентабельности работы конкурентов».

СПРАВКА MASHNEWS

  • Комплекс по переработке этансодержащего газа (КПЭГ) и производству сжиженного природного газа (СПГ) в районе Усть-Луги - проект, который «Газпром» реализует совместно с компанией «РусГазДобыча». Меморандум по КПЭГ стороны подписали в октябре 2021 года, в том же году началось строительство комплекса. На сайте «Газпрома» говорится, что предприятие «станет самым мощным по объему переработки газа в России и крупнейшим по объему производства сжиженного природного газа в регионе Северо-Западной Европы». 
  • Годовая переработка на КПЭГ должна составить 45 млрд кубометров природного газа, из которых будет производиться 13 млн тонн СПГ, до 3,8 млн тонн этановой фракции (этан будет поставляться на газохимический комплекс «РусГазДобычи», где планируется выпуск более 3 млн тонн полимеров в год), до 2,4 млн тонн сжиженных углеводородных газов и 200 тыс. тонн пентан-гексановой фракции. оставшийся после переработки сухой отбензиненный газ (около 19 млрд кубометров) будет направляться в газотранспортную систему «Газпрома».
  • Ресурсной базой для предприятия на первых этапах станут ачимовские и валанжинские залежи месторождений Надым-Пур-Тазовского региона, в дальнейшем - Тамбейское месторождение (Ямал).
  • Инвестиции в строительство КПЭГ оцениваются в 4,915 трлн рублей, причем 900 млрд рублей предоставляет Фонд национального благосостояния.
Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: