28 февраля 2024 13:35
читать 9 минут

Петербургские промышленники борются за землю с девелоперами

Промышленникам не хватает земель, кадров и понимания, что будет через пять лет. В Петербурге чиновники обсудили с бизнесом чаянья, победы и невзгоды. Предприниматели советуют власти уменьшить бюрократию - хотя бы побыстрее отвечать на письма. 

Бизнесу приходится отстаивать земли промышленного назначения от натиска девелоперов. С этим пока справляются. Хуже решается  проблема с подготовкой кадров: колледжам - лишь бы выпустить, ученикам - лишь бы устроиться, но не работать. Тем временем предприниматели пытаются удовлетворить сиюминутный спрос, в первую очередь, на гособоронзаказах. И не думают, что будет через пять лет, если спецоперация закончится.  

Год, как всегда, был непростым

На встрече бизнеса и власти, организованной “Фонтанкой” и журналом “ТТ Финанс”, первым слово дали уполномоченному по защите прав предпринимателей в Петербурге Валерию Калугину (он спешил по важным омбудсменским делам). 

«Российская и петербургская экономика показала устойчивость, -  сказал Валерий Калугин, - международные прогнозы  насчет нашего экономического падения оказались преждевременны, а прогнозисты были серьезные. Британия, США, страны ЕС, все говорили, что цель вводимых санкций - разрушить экономику России».

Прогнозисты, конечно, ошибались. Теперь их прогнозам не верят. Верят Минэкономразвития и ЦБ.  Сам Калугин уверен в том, что “на следующий год деньги есть”. 

Он представил итоги минувшего 2023-го года для петербургской промышленности:

  • Производство компьютеров, электронных и оптических изделий выросло на 39,6%
  • Производство машин и оборудования - на 27,7%
  • Мебель - 23,2%
  • Лекарства - 23%
  • Изделия из дерева (исключая мебель) - 22,2%

Это статистика. Калугин утверждает, что и сами предприниматели с оптимизмом смотрят в светлое будущее: 57,8% респондентов “Мониторинга состояния бизнеса в России« (проводил федеральный уполномоченный) говорят, что состояние  бизнеса находится между отметками “Очень хорошее” и “стабильное”. Еще год назад таких людей было 38,7%. 

При этом Валерий Калугин считает, что петербургская промышленность может несколько притормозить в развитии в 2024-м году

«Инвестиции некоторых предприятий падают, и без усиления господдержки предпринимателей увеличить темпы роста вряд ли получится», - опасается он.

Промышленной земли вершка не отдадим

Несмотря на некоторые опасения по поводу снижения темпов роста в будущем, собственно рост не прекращается, многие промышленники ищут новые помещения для расширения своего производства. Особенно в этом заинтересованы те, кто выполняет гособоронзаказ. 

В Петербурге (который, как известно, город маленький) промышленникам приходится буквально выгрызать землю у девелоперов - им только дай построить жилье. 

Однако участники дискуссии согласились с тем, что в минувшем году “все земли удалось отбить”. 

Владелица и гендиректор компании “Изотерм” (промышленное отопление) Виктория Нестерова говорит, что бой за землю не закончился. Ее компания одна из тех, кто очень хочет расширять производственные площади. 

«Сегодня у нас проблемы в площадях, в земле. Это очень хорошо, что удается не пускать девелоперов на промышленные земли», - говорит она.

В целом по стране 67,5% производственных предприятий заметили темпы ускорения своего роста. 34,3% не заметили ничего.   

Промышленики жалуются на бюрократию. Приходится с ней воевать. 

«Отвечают по 30 дней. Спрашиваешь, мол, почему так долго, не три, не пять дней, а 30. Отвечают: иначе коррупция, по закону положено 30 дней. А через 30 дней ответ: не хватает такой-то бумажки, через 30 не хватает еще одной. Нельзя, открывая новое направление, быстро приступить к производству», - сетует Нестерова. 

Да и в целом по стране статистика давления на бизнес растет не в пользу свободной торговли и производства, 29% опрошенных уполномоченным сообщили о наличии интереса проверяющих органов, а год назад таких было 19,5%. 

Ленивый студент - пятая колонна промышленности

Мешают промышленникам продуктивно работать не только внешние сложности. Иногда это собственный сотрудник, который только устроился, а уже не хочет работать. Такое происходит с нынешними выпускниками колледжей.

Обсуждение кадровой проблемы не входило в планы собравшихся, но она возникла сама собой. По данным Валерия Калугина, проблема “дефицита кадров” встала на первое место среди тревог предпринимателей. Еще год назад их волновало падение спроса на продукцию. 

«Поднимите руки, кто родил в 90-е? - спросила Виктория Нестерова и потянула руку вверх. К ней присоединились еще две женщины. - Вот, мы молодцы».

Вопрос был к теме демографической ямы, вызванной “смутным временем” после распада СССР. 

Рабочих рук не хватает в принципе, а те, что на подходе, порой ненадежны, убедилась на собственном опыте представитель военно-промышленного холдинга “Кингисеппский машиностроительный завод” (КМЗ) Полина Сенченко. 

«У детей не сформировано понимание, что такое труд. Мы приглашаем к себе обучающихся колледжей на реальную практику, а не условную. В тот момент, когда студенты понимают, что им действительно надо будет работать, а не ходить для «галочки», они проходят стадии отрицания, торга и в конце концов принятия. Немногие готовы к реальному труду, поэтому естественный отсев присутствует», - подвела итог советник гендиректора КМЗ. 

С ней согласна глава “Изотерма”. По ее словам, молодые люди не готовы начинать работать в 7 утра, соблюдать внутренние правила. Они просто идут на работу, где больше платят, но работать не хотят. 

Проблема есть и с трудовыми мигрантами. Миграционное законодательство необходимо упрощать, считают предприниматели. 

«Они [мигранты] вечно бегают с этими патентами, все время стоят в очередях каких-то», - отмечает Виктория Нестерова. 

Из-за этого мигрантам сложнее сосредоточиться на работе. Им надоедает постоянно решать проблемы, они уезжают обратно, а на родине с опытом работы, пусть не очень большим, на крупных предприятиях России становятся высокооплачиваемыми специалистами. Им, конечно, хорошо, но рабочие руки из России уходят. 


Думать на пять лет вперед

Глава “Изотерма” Нестерова была самой откровенной на встрече. Помимо прочего, она подняла проблему стратегического планирования для предпринимателей Петербурга. 

«Если ты начал делать военные запчасти сейчас, то должен понимать, что ты  будешь делать для сельхозтехники через пять лет. У нас не думаю об этом. Есть провал в стратегическом планировании».

 Полина Сенченко из  КМЗ ставит свое предприятие в пример. 

«К гособоронзаказу мы добавляем коммерческие проекты. Сейчас закрепляемся в новой нише реинжиниринга. Если ты хочешь развиваться, - найдешь инструмент, но помощь государства также важна - ускоряться надо обеим сторонам, иначе можно опоздать на экспресс и быть не ведущими в отрасли, а замыкающими», -  сказала она.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент